Гжель. Нет, наверное, человека, который бы не любовался изделиями мастеров этого народного промысла. Ее ласково называют синенькой, голубоглазой, нашим солнышком и даже звонкой сказкой. В этом народно-прикладном искусстве отражены самобытность, поэтическое мышление народа, его представление об идеалах прекрасного и нравственного, несущего людям добро и красоту. Гжель – один из цветков, вплетенных в венок Мстёры и Палеха, Жостово и Федоскино, Дымково и других изумительных отечественных промыслов.
Узнать о гжели мечтала давно, но не всегда мечты превращаются в действительность. А тут повезло!
Село Гжель и речушка Гжелка находятся в часе езды от санатория «Раменское», где посчастливилось мне побывать в этом году. Художественный руководитель клуба санатория милая, обаятельная и неутомимая Таисия Васильевна Илюхина доставила огромную радость отдыхающим, организовав эту удивительную экскурсию в мир прекрасного. Автобус доставил нас к огромному зданию, на фронтоне которого крупными буквами выложены слова: колледж, институт, академия. Официальное название этого учреждения «Гжельский государственный художественно-промышленный институт». На первом этаже учебные классы, на втором – мастерские, музеи, третий этаж занимают смотровые залы музея.
Группу радушно встретили эрудированные гиды Наталия Николаевна Жукова и Любовь Николаевна Кочетова. Они повели нас в волшебный мир искусства. Вот мастерская.
На просторных стеллажах различной величины куски серой глины, полуфабрикаты изделий, опоки (формы). С удивлением оглядываемся: а где же белая глина? Оказывается, её в природе нет.
– Есть глина желтая, красная, розовая, даже черная, а белой нет. Только в соединении с углекислой известью и при высокой температуре обжига она превращается в белую, – сообщает нам экскурсовод.
Мы видим процесс изготовления игрушки «зайчик»: комочек глины разминается руками, заливается теплой водой, через сутки-двое получается раствор. Мастер берет форму, заливает в нее раствор, через три минуты сливает лишний раствор, еще через три минуты разнимает форму, и вот он, зайчишка. Но не дай бог, если на изделии окажется волосинка или видимая в лупу трещинка, оно разбивается, идет в лом и на переработку. К счастью, наш зайка оказался без изъянов.
За соседними стеллажами ученицы, молоденькие девушки, вручную, кропотливо шлифуют изделия, подготавливая к обжигу. Расписывают их художники растительными (и не только) орнаментами: цветы, листья, букеты, венки и птицы. Роспись наносят на изделия после обжига раствором, в котором 70% кобальта, потом опять в печь и из нее вынимают уже сине-бело-голубое чудо.
Заслуженная художница России Ираида Алексеевна Хазова показала как это делается. На заготовку кухонной разделочной доски она кистью с широким прямым срезом набрасывает мазки, на первый взгляд, беспорядочные. Опытная рука мастерицы двигалась уверенно. Последний мазок. И мы видим в стремительном полете Синюю птицу счастья с резким поворотом головы. Бурные аплодисменты были ей в награду.
Уже второе поколение Хазовых трудится на фабрике. Сын и невестка продолжили семейную традицию. Их изделия отличают изысканность, аристократизм, неповторимость и всё самое новое. Вот чайный набор «Клеверок» И.Н. Хазовой. Глаз оторвать невозможно: излюбленный мотив ее росписи – крупный цветок с тонким кобальтом по краю и тонкой обводкой. Цветок клевера, травяные узоры создают радостное настроение.
На выставке в музее мы увидели работы и других талантливых мастеров – «Дама с собачкой», блюдо «Птица», «Пасхальное яйцо», шкатулка «Садко», «Рыбак с собакой»...
А тарелки-то, тарелки! От самой маленькой до огромных размеров. Многие предназначены для украшения стен. Роспись на бытовые и патриотические темы – изгнание Наполеона из Москвы в 1812 году.
Настольные светильники, огромные по размеру и круглые по форме, с красивой ажурно-кружевной поверхностью, вызвали у нас неописуемый восторг. Когда их включили в сеть, они источали золотое свечение.
Я не говорю уже о чайных, кофейных сервизах, наборах солонок, рыбных блюдах, о двенадцатирожковой люстре, выполненной в бронзе и позолоте, с гжелевой росписью подсвечников. Всего не перечислить!
Сейчас гжельские художники и специалисты создают оригинальные образцы плитки – облицовочной и половой, для фасадов печей и каминов, люстр, бра, телефонов, наличников, глазурованного кирпича, вплоть до фарфоровой комнаты. 750 изделий ежегодно в производстве, до 100 из них осваивается впервые.
Изделия из гжели своими глубокими корнями уходят в далекие времена. В VII-VIII веках изделия из глины были в основном бытовые: огромные емкости для хранения зерна, одежды, для купания и стирки обжигались на огромных кострах из дров и были черные, а не белые. Все они выставлены в музее. Производство расширялось, росло мастерство и количество опытных мастеров. С 1972 года появилось объединение «Гжель», и с этого времени на наружной стороне донышка изделия маркировщица ставит клеймо – треугольный знак с изображением уточки, бегущей по волнам.
Велика роль этого знаменитого народного промысла. Красоту в душе ценит каждый, а она дарит доброту и весьма активно влияет на воспитание личности. Очень хочется верить, что деревня Гжель засверкает яркой жемчужиной в оправе золотого пояса России.