Держим дистанцию или как район переходил на онлайн-образование

Держим дистанцию или как район переходил на онлайн-образование

До финиша учебного года осталось немного

С 13 апреля школы России перешли на дистанционное обучение. С первых дней виртуальных занятий объем уроков вверг в шок больше всего, как вы думаете, кого? Родителей! Практика показала, что находиться весь день с ребенком, помогать ему грызть гранит науки, да к тому же и самому работать на «удаленке» – задача не из простых. Дети же к новой форме образования подошли спокойно. С определенными трудностями столкнулись педагоги. Мы поговорили со всеми и постарались на примерах узнать, как район переходил на онлайн-образование

«Это была адская неделя!»

Школьные родительские чаты в ватсапе сейчас напоминают переписку учеников.

«Девочки, дайте списать алгебру! Мы не успеваем!»

«Мамочки, поделитесь информацией, как попасть в «Сетевой город».

«Девчат, кто уже раскрасил контурные карты, скиньте в группу, мой оболтус не знает, где уголь рисовать!»

«Что сегодня задали по геометрии?»

«У меня шок! Кто сегодня смотрел задания? Там и письменные работы, и просмотр презентаций, и изучение тем! Я больше не могу учиться! Нервишки сдают. Это была адская неделя!»

Таких реплик — тысячи. Но, к счастью, первую неделю пережили все мамы и папы, испытав реальный стресс. Даже те семьи, которые никогда не пользовались личной электронной почтой, зарегистрировали ящики, придумали пароли, создали аккаунты в соцсетях, чтобы держать связь с учителями. Так родители невольно стали продвинутыми пользователями Интернета.

Кому нужна классная мама?

Среди рассылаемых по соцсетям роликов и голосовых сообщений, гуляет видео, где ученик начальных классов буквально плачет, обращаясь к своей учительнице:

«Марь Иванна, я больше не хочу учиться дома. Я хочу к Вам, в школу. Мама стала злая, все время ругается, заставляет переписывать «домашку». Я обещаю, если Вы скажете: «Завтра в школу», я пойду туда маршем!»

Как показала практика, сложнее всего переход на дистанционное обучение дался ученикам младших классов. Им нужна их классная мама, одноклассники, организованный процесс обучения.

Старшеклассники, которые с современными гаджетами на «ты», таких проблем не испытывали. Кто-то даже в дистанционном образовании открыл для себя новые возможности. Удаленное обучение для них оказалось психологически более комфортным. Среди трудностей старшеклассники называют такой фактор, как неумение организовать свой день. Если ранее ребята уже в 8 часов сидели за партами умытые, одетые и причесанные, то сейчас кто-то в это время только встает с постели. На виртуальном уроке, признаются старшеклассники, можно и перекусить, и початиться с друзьями, и даже списать!

Ну, а если серьезно, то и взрослым детям не хватает живого общения с учителями. Многие сейчас готовятся к выпускным экзаменам, и сделать это только с помощью образовательных платформ сложно. Не хватает совета и подсказки педагога. Еще один большой минус: все онлайн-платформы сейчас работают с перебоями.

«Хорошая новость – дети захотели идти в школу»

Эту фразу сказала знакомый педагог. Хорошей новостью учитель считает и то, что первая неделя обучения наконец-то закончилась. И дети, и учителя, и родители все-таки слились в едином дистанционном образовательном процессе. Но переход к виртуальной школе был нелегок.

О том, что думают о новом формате работы наши педагоги, как они справляются с решением поставленных задач в условиях эпидемии коронавируса, «СГ» спросила у респондентов.

Константин Викторович Степыкин, начальник управления образования Новопокровского района:

– Педагоги проделали очень большую подготовительную работу. Каждая школа определила способы коммуникации с учениками. Кто-то выбрал платформу «Учи.ру», кто-то – «Я.Класс», кто-то – «Урок цифры» и так далее.

Большинство учителей в первый день использовали мессенджеры для рассылки заданий. Возросла нагрузка на педагогов. Тяжело принимать домашние задания в таком объеме и проверять их, давать обратную связь, в том числе и отвечать на летящие во все мессенджеры сообщения от родителей. Больная тема – образовательные сервисы не выдерживают нагрузки, тормозят и зависают.  

В целом система отреагировала позитивно – все участники начали движение в одном направлении.

Наталья Александровна Панасюк, директор СОШ № 9, поселок Новопокровский:

– «Глаза боятся – руки делают». Эта пословица, как нельзя лучше, обрисовывает ситуацию в нашей школе при переходе на дистанционное обучение. Сельским учителям казалось это просто невозможным, но… стоило только понять общие принципы обучения в новом формате, определить возможные векторы движения коллег-педагогов, вселить в них уверенность в успехе предприятия, и дело пошло! Как это всегда бывает, учителя загорелись, начали активно выходить на образовательные платформы, их консультировали более опытные, продвинутые по работе с цифровыми инструментами, педагоги. Оказалось, все не так уж и сложно! Бери готовое и делай! Первый шаг сделали быстро. Даже те педагоги, которым казалось, что они никогда не смогут это сделать, обошли опытных коллег и стали давать им профессиональные советы. Второй шаг – как из огромного цифрового мегаполиса выбрать нужный по содержанию. И началась кропотливая работа по формированию виртуальных групп, обучающихся с едиными адресами. Сегодня каждый педагог апробирует различные пути передачи информации и заданий обучающимся, определяется с вариантами проверок работ ребят. И каждый раз учитель задает себе вопрос: «Как дойти до каждого?». Я уверена, что мы сможем найти оптимальный ответ.

Николай Алексеевич Трубчанинов, директор СОШ № 1 станицы Новопокровской:

– Администрацией школы проведена информационно-разъяснительная работа с педагогами школы, учениками и их родителями. Учителя определили образовательные платформы для взаимодействия с учениками, и все дети приступили к занятиям. Уроки ведутся по расписанию, опубликованному в Сетевом городе и на официальном сайте школы. Образовательный процесс в каждом классе координируется классным руководителем. Заместителями директора по учебно-воспитательной работе ведется ежедневный мониторинг посещения дистанционных занятий. Учителя при обучении используют различные образовательные платформы, проект «Телешкола Кубани», цифровые образовательные ресурсы. Дети, не обеспеченные подключением к сети Интернет, получают задания на бумажных носителях и посредством мобильной связи. Проблемы есть – наличие и скорость Интернета у учащихся, перегрузка образовательных платформ, но на сегодняшний день организацию дистанционного обучения учащихся можно признать удовлетворительной.  Цель определена, и нет таких вершин, которые бы не покорили наши педагоги!

Формула успешного обучения

Знаете как она звучит? «Ученики +учителя + родители=успех». Ей поделилась с коллегами директор СОШ № 5 станицы Калниболотской Наталья Николаевна Симоненко. «Нельзя сказать, что все так гладко и прекрасно, – добавила она на страничке @obrazovanie_novopokrovskiy в соцсети «Инстаграм». – Есть определенные трудности: это не всегда хорошая скорость Интернета, сложности в отслеживании дозирования нагрузки по предмету каждым учителем, в проверке письменных работ, которые необходимо оперативно проверить, стимулируя интерес и мотивацию к обучению на расстоянии. Огромное спасибо родителям за помощь, понимание, терпение. Только так мы сможем пройти этот нелегкий путь начала дистанционного обучения».

Фото предоставлено СОШ № 9.

Joomla SEF URLs by Artio