Одним из первых документов, которые рассмотрела в этом году Государственная Дума, стал законопроект, направленный на помощь в поиске пропавших детей путем определения их возможного местонахождения по геолокации мобильного устройства.
Поправки в закон «Об оперативно-розыскной деятельности» были приняты в первом чтении 10 января.
Под геолокацией специалисты подразумевают определение точного географического положения смартфона.
Найти потерявшегося ребенка, у которого при себе есть мобильный телефон или планшет, теперь станет гораздо проще, подчеркнул депутат Госдумы от Краснодарского края Алексей Ткачев.
Депутат пояснил, что сейчас правоохранительные органы могут получить доступ к местоположению смартфона пропавшего только по решению суда. Но суд работает только в будние дни, и если ребенок потерялся в выходные, то вероятность найти его в понедельник резко снижается. Поэтому если полицейские смогут приступить к поискам сразу после поступления заявления, это поможет спасти десятки пропавших детей, подчеркнул Алексей Ткачев.
По словам парламентария, принятый в первом чтении законопроект предполагает, что геолокационные данные будут использоваться по заявлению родителей или законных представителей ребенка на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Если SIM-карта ребенка зарегистрирована на другого человека, то потребуется его письменное согласие. При этом обязательно уведомление суда в течение 24 часов после начала поисков ребенка, а еще в течение 48 часов оперативники должны получить судебное решение о продолжении поиска либо его прекращении.
«Данные геолокации мобильного устройства, которые теперь можно будет получить в первые часы и даже минуты, позволят оперативно установить местонахождение пропавшего и оказать экстренную помощь при необходимости. Именно это может иметь решающее значение в спасении жизни и сохранении здоровья ребенка», - сказал депутат.
По официальной статистике, ежегодно в полиции регистрируют десятки тысяч заявлений об исчезновении несовершеннолетних. За последние пять лет разыскивали около 40 тысяч детей, из них почти 13,5 тысяч – малолетние. По факту пропажи ребенка в среднем в год возбуждается 10% уголовных дел среди прочих. При этом у многих детей с собой имеются гаджеты с функцией определения геолокации.
Согласно данным ГУ МВД по Краснодарскому краю, ежемесячно в регионе регистрируется около 200 заявлений о пропавших без вести, в 70-80 случаях речь идет о несовершеннолетних. В течение первых десяти суток удается разыскать около 70% людей, по остальным работа продолжается в рамках заведенных розыскных дел.
Одна из наиболее уязвимых групп населения – дети. В 2017 году на Кубани было зарегистрировано 730 фактов безвестного исчезновения несовершеннолетних. 568 подростков нашлись в первую неделю, более 20 не найдены до сих пор.
«Для оперативного розыска пропавших порой недостаточно усилий правоохранительных органов и других ведомств. Значительную помощь в розыске оказывают волонтеры и поисковые отряды, которые активно стали формироваться в нашей стране», - сказал Алексей Ткачев.
Он добавил, что ресурсы полиции и волонтеров всегда ограничены. К примеру, для прочесывания 1 кв. км местности необходимо не менее 100-150 человек. Затем границы поиска нужно расширять, а это дополнительные затраты, в том числе временные. Данные о местонахождении телефона станут большим подспорьем в поисках пропавшего ребенка.
«Принятие закона позволит сэкономить людские и технические ресурсы при поисках ребенка, а главное - успеть найти его невредимым и здоровым», - подчеркнул Алексей Ткачев.