Запомнить меня

Миссия выполнима

Зимний деревенский пейзаж
Миссия выполнима

Да идите вы… в деревню. Получив такое редакционное задание очередным тихим морозным утром отправляемся выполнять журналистскую миссию. Шины автомобиля скрипят по накатанной дороге. Из динамиков доносятся слова старой, знакомой многим, песни: «В какой-то дымке матовой земля в иллюминаторе»…

Сворачиваем с трассы по направлению к поселку Урожайному. В «иллюминатор» своей машины замечаем одиноко стоящую девушку на остановке. Если бы была ди-джеем на радио, включила бы песню Евгения Осина «Кутаясь в зябкое пальтецо». Ну а так как мы журналисты и нам наверняка по пути, принимаем озябшую на морозе девушку в свой боевой экипаж. Попутчица оказалась разговорчивой.

Есть женщины в русских селеньях

Антонина Ивановна Афанасьева со своими телятами
Антонина Ивановна Афанасьева со своими телятами

Что заставило Валентину Галеевцеву отправиться из дома в соседний поселок в такой мороз? Девушка рассказывает:

— Понадобились лекарства ребенку. Ближайшая аптека — в поселке Кубанском. Своего транспорта нет, общественный ходит к нам в поселок Южный всего три раза в неделю. Вот и курсируем пешком по 20 км туда и обратно. А куда деваться?

Глядя на попутчицу, понимаешь смысл фразы: «Кто сказал, что женщины — слабый пол?» Валентина одна воспитывает троих детей: четырехгодовалую Иру, двухгодовалого Сашу и десятимесячную Юляшку. Муж, как она сказала, сбежал от трудностей. Ежемесячный доход семьи — десять тысяч рублей. В него входят детские пособия и пенсия по инвалидности, которую получает Валя. Большое подспорье оказывает огород и домашнее хозяйство.

— Единственное, что у нас меняется постоянно — погода за окном,— шутит Валентина.— Все остальное неизменно: дети, дом, огород.

— А хотели бы все бросить и перебраться ближе к цивилизации? — спрашиваю у нее.

— Нет конечно! А кроме того, хотела бы, чтобы и дети, когда выросли, тоже здесь остались. Кто сказал, что в деревне плохо? А вот и мой дом.

Мы прощаемся с попутчицей и едем дальше.

Чужаки

Въехав в поселок Урожайный, останавливаемся у магазина. Здесь мы договорились о встрече с депутатом Кубанского сельского поселения, местным жителем Михаилом Юрьевичем Афанасьевым. На улице —ни души. Только собаки выглядывают из дворов, чтобы облаять незнакомцев. Набираю его телефонный номер, дабы сообщить о прибытии. Пришлось сделать несколько попыток с разных точек местности, чтобы «поймать» сеть. Абонент отвечает звонок.

— Это вы на белой машине? — спрашивает он.

— Да. А откуда вы знаете? — задаю встречный вопрос и оглядываюсь по сторонам. Ни души.

— Разведка донесла! Сворачивайте на соседнюю улицу, я вас встречу.

Да уж, точно разведка. Оказывается, в маленьком населенном пункте чужаков видят из далека не только четвероногие…

Дружелюбный Толик
Дружелюбный Толик

Родовое гнездо

Десятая часть жителей поселка носит фамилию Афанасьевы. Самый старший и уважаемый  — Михаил Кузьмич — инвалид Великой Отечественной войны, скоро отметит91 год.

Михаил знакомит нас со своем мамой — Антониной Ивановной. Она здесь — правая рука власти — местный председатель ТОСа. Знает всех своих 56 жителей.

Место нашего знакомство выбрано было не случайно. Старый дом с огромной туей в центре двора — родовое гнездо Афанасьевых.

— Здесь жили наши предки,— рассказывает Михаил.— Сегодня дом используется, как говорят городские, под дачу. Здесь у нас есть большой земельный участок, отведенный под огород, здесь держим нехитрое хозяйство.

— Да вы проходите,— говорит Антонина Ивановна.— А для начала с Толиком познакомиться надо. Постарайтесь ему понравиться. Он, кстати, конфеты любит.

С каким Толиком, почему надо понравиться? Разберемся.

— Толик!.. — зовет хозяйка.

На встречу выбегает… чудаковатый рыжий пес, который, учуяв сладкое у хозяйки, стал виться вьюном вокруг ее ног. Состоялось и наше знакомство. Толику мы явно приглянулись и он любезно впускает нас на свою территорию.

— Честно, я ждала не собаку,— признаюсь новым знакомым.

— Да не вы одни на его имя ведетесь,— говорит Михаил с улыбкой.— Бывает в гостях кости со стола собираю с комментарием: «Это Толику». Кто не знает, тоже удивляются, зачем мужчине кости… Кстати, он у нас не местный. С города привезли. Но здесь ему очень нравится.

Моисей живет с Коляном

Единственная точка доступа, где всегда есть сеть
Единственная точка доступа, где всегда есть сеть

Недавно Афанасьевы, привыкшие работать на земле, приобрели пять телят. Месячные бычки протяжно мычат в теплой кухне. За  место у стены с жаркой печкой борятся Моисей, Колян, Рябчик, Бельчик и Черныш.

Заслышав голос хозяйки, телята засуетились. Нас встретили ласково. Лично мне облизал все ладони трехцветный Моисей. «Точно на счастье и удачу,» — подумала я, обтирая руки салфеткой.

Рядом в кухне крякают утки, которые вдруг решили вывестись посреди зимы. Вокруг ног трутся коты. Помню, что самого жирного и черного, как смоль, звали Кузьмой.

Мастер маникюра

В поселке недавно появился свой мастер маникюра. Анну в качестве молодой жены из ст. Динской привез в Урожайный Алексей Громов.  Но, к сожалению, в столь маленьком населенном пункте работы по выбранной профессии совсем нет и Анна быстро «переквалифицировалась». Сегодня она первая помощница у мужа. У Громовых 1600 квадратным метров теплиц.

Выращиванием овощей в закрытом грунте Алексей начал заниматься лет семь назад. Начинал с малого. Но методом проб и ошибок пришел к тому, что имеет. Он выращивает огурцы, помидоры, редиску, салат и другую зелень. Проблем со сбытом, как он утверждает, абсолютно нет.

С Анной и Алексеем мы топаем по снежным просторам к теплицам. По пути пытаюсь сделать наброски в блокнот. Паста в шариковой ручке предательски замерзает от мороза, перестают слушаться пальца: буквы становятся все корявее. Заметив это, Алексей подбадривает:

— Сейчас с моими огурцами вместе греться будете!

Супруги Громовы с утра до позднего вечера заняты в теплице
Супруги Громовы с утра до позднего вечера заняты в теплице

Местный кулибин

А вот и долгожданное тепло. Десятки, сотни, а то и тысячи зеленых резных листочков сидят в горшочках, выстроенных ровными рядами. Немного гудит печь.

-Чем отапливаете помещение, что за движок работает? — интересуется наш фотограф у тезки Алексея.

Возможно, ответ я бы пропустила мимо ушей: устройство двигателей меня не очень интересует. Однако, услышав от Алексея слово — амброзией,  сразу навострила уши.

Оказывается, местный кулибин сам смастерил печи, которые действительно работают на семенах амброзии! Пелеты (специальные гранулы) дорогие в использовании и Алексей удешевил процесс. А семенами амброзии запасается во время уборки подсолнечника. Считай, что топливо под ногами!

Работы — хоть отбавляй

В настоящее время в теплицах Громова дружно взошли 1800 семян огурцов, около 1,5 тысяч — томатов. Работы прибавилось. Необходимо из горшочков рассаду огурцов пересадить в грунт, пикировать помидоры. В соседней теплице набирает рос молодая редиска, зеленой щеткой всходит салат. Только успевай за всем присматривать.

Первый урожай хрустящих огурчиков Громовы планируют снять уже к 8 марта. Так что продукция местных производителей к празднику уже появится на наших прилавках.

Но выращивание овощей в закрытом грунте — не единственное занятие молодых супругов. Весной займутся посадкой картофеля, капусты, перца и прочих овощей, которые тоже вскоре окажутся на наших прилавках.

Проводы

Провожали нас из маленького поселка как почетных гостей. Каждый пожелал поберечь здоровье, особенно сейчас, когда бушует грипп, посоветовали употреблять побольше витаминов, а фотографу их даже вручили — пакет сушеной калины.

— Этого добра у нас знаете сколько!.. — сказала Антонина Ивановна.— Мы ж  в деревне живем! Если что понадобится — обращайтесь. Чем можем — поможем.

Какие же удивительные люди живут в наших небольших поселках! Мы обязательно к вам еще вернемся. Как к старым добрым друзьям.

Фото А. Толстых.

Бочка меда

Благоустроим родные просторы

Михаил Юрьевич Афанасьев депутатом местного совета был избран совсем недавно. Но люди уже смогли убедиться, что отдали за него свои голоса совсем не зря.

 Он занялся благоустройством своего населенного пункта. При поддержке главы администрации Кубанского сельского поселения получил разрешительные документы на вырубку сухой поросли. Организовал работы в лесополосах. Срубленные деревья реализуются населению на дрова по достаточно низкой цене.

- Где родился, там и пригодился,— говорит Михаил Юрьевич.— Я живу по этому принципу. Стараюсь оказать посильную помощь всем односельчанам, кто ко мне обращается.

Михаилу Афанасьеву нравится жить в деревне
Михаилу Афанасьеву нравится жить в деревне

Ложка дегтя

Жизнь по расписанию

Пожалуй, самая злободневная тема для жителей Урожайного — отсутствие торговой точки. Местный магазин закрыт. Он не работает уже больше года. Продукты питания привозит два раза в неделю автолавка. По воскресеньям у жителей села — хлебный день.

Смог бы так жить хотя бы житель райцентра? Без каждодневных походов за продуктами в магазин, которых у нас предостаточно, без «приготовлю ка я на ужин лазанью, но для этого по быстрому  сбегаю и куплю необходимые ингредиенты», без «что-то охота апельсинчиков»… А в Урожайном могут. Могут жить по расписанию, которое устанавливают даже не они сами.

Прокомментировать эту ситуацию мы попросили председателя новопокровского РПС Сергея Алексеевича Тихомирова:

— К сожалению, данный случай не единичный. Еще в нескольких маленьких населенных пунктах закрыты магазины. Причина банальна — нет желающих работать продавцами. Мы готовы даже предоставить транспорт, чтобы возить продавца из соседних населенных пунктов. Кто-то говорит, что низкая зарплата. Так вот, местные фермеры даже готовы доплачивать разницу между окладом и прожиточным минимумом. Нужен только человек.

Связанные материалы