Запомнить меня

Своя земля и в горсти мила

Своя земля и в горсти мила

Балка ГрузскаяХутор Балка Грузская как административно-территориальная единица возник 131 год назад. Относится к Калниболотскому сельскому поселению.

В населенном пункте проживают 98 человек, из которых 13 детей от 0 до 17 лет, 37 пенсионеров, остальные – молодежь и люди среднего возраста. Всего насчитывается 106 дворов. Из них заселены только 39 процентов. Хутор образуют две улицы – Широкая, Зеленая и переулок Клубный.

В составе Новопокровского района – 32 населенных пункта. Кто побывал в каждом из них, если, конечно, такая необходимость не вызвана профессиональной деятельностью? Хорошая альтернатива путешествию на личном транспорте по близким и отдаленным уголкам нашей малой родины – быть подписчиком «Сельской газеты». С начала года читатели «посетили» вместе с корреспондентами «районки» более двадцати «точек на карте». Каждую поездку в сельскую глубинку журналисты старались сделать яркой и насыщенной, и, судя по отзывам  «пассажиров», такой вариант туристического маршрута пришелся им по душе.

Вдохновленные благодарными откликами наших «попутчиков» в прежних  рейсах по станицам и поселкам района, мы снова отправляемся в дорогу в поисках достойных внимания фактов и людей

Три плюс один

...Вот и  поворот от шоссе к Балке Грузской. Точно неизвестно, когда хутор получил нынешнее название. Краевед и хранитель исторического музея станицы Калниболотской В.В. Михайличенко, долгие годы занимавшийся изучением данного вопроса, говорит, что во время существования Калниболотского района хутор именовался Грузской Балкой. А вот что Виктор Владимирович пишет о происхождении населенного пункта в своей книге «Калниболотская земля – земля отцовская»: «Для удобства ведения хозяйства наши предки строили на своих наделах хутора. Эта традиция «переселилась» на Кубань вместе с запорожскими казаками. Располагались хутора по обоим берегам реки Ея, а также по балкам Вековой, Очеретовой, Притулиной, Плоской, Грузской и др. (Балка – слово, вероятно, тюркское – ложбина с задерненными склонами, образованная талыми, дождевыми водами, родниками. Длина – до нескольких километров, глубина – до нескольких десятков метров. - Прим. автора). Балки образовывали небольшие степные речки. Например, Грузская. На карте Кубанской области начала 20 века она указана».

А сколько еще любопытного хранят сведения о Балке Грузской, добытые по крупицам калниболотским краеведом и бережно сохраненные им для потомков! Для Михайличенко хутор – больше, чем объект исторического исследования. Это неотъемлемый кусочек его малой родины, с которым когда-то была тесно связана трудовая деятельность.

- А возьмем-ка мы Виктора Владимировича с собой, раз уж он так хорошо знает эти места, - решаем по дороге в Балку Грузскую и, как всегда, находим положительный отклик в лице этого доброжелательного человека и талантливого краеведа, готового делиться с другими своими знаниями, не жалея при этом личного времени и сил.

Было и стало

Начнем обзор территории хутора с его центральной части. Здесь расположены сельский клуб, отделение почтовой связи, фельдшерский пункт, магазин. Рядом – полуразрушенное здание бывшей школы № 14.

- Тут была учительская, здесь – классные комнаты,  - с ностальгией вспоминает Михайличенко, проходясь по зияющим пустотой помещениям, где когда-то бурлила школьная жизнь, звучал звонкий ребячий смех. Будто сквозь портал времени переносимся в прошлый век. - В 1962 году работал в коммунхозе, участвовал в ремонте школы, - продолжает Виктор Владимирович, с осторожностью ступая по ветхому, скрипучему полу. Кое-где досок вовсе нет, и мы как непрошеные гости тихонько пробираемся вдоль стен. Унылое впечатление оставляет увиденная картина, спешим покинуть здание.

Делаем несколько шагов – из прошлого снова долетают воспоминания. Возникают образы танцующих пар в окружении высоких деревьев. Тополя шумят и машут на ветру зелеными ветвями, словно приглашают в гости молодежь из соседних сел. Нынче на месте танцплощадки и парка, где собирались по выходным и праздникам хуторяне и приезжий народ, – большая лужайка, обрамленная старыми пнями. Слева – клуб. Он и сегодня успешно работает. Грузчане проводят в нем культурно-массовые мероприятия. А в день выборов учреждение становится участком для голосования.

Пять лет спустя

Оставим архитектурные особенности населенного пункта и пообщаемся лучше с его обитателями. Мне интересно, узнают ли нас герои публикации, вышедшей в свет пять лет назад – столько времени прошло с момента последней поездки в Балку Грузскую по заданию редакции. Но разве это много в масштабах времени? Я как сейчас помню встречу со здешним  фельдшером, ее рассказ о профессиональном становлении, интересных случаях из врачебной практики.

- Рады снова увидеться, - приветствуем Светлану  Викторовну Овчаренко, застав ее  в том же самом кабинете, где познакомились в 2008 году. Женщина работает в хуторе уже 30 лет. После окончания института попала сюда по распределению и уже не смогла преодолеть земное притяжение этого тихого, живописного уголка.

- Ничего не изменилось? - спрашиваем «хозяйку» медпункта.

- Как же, процедурный кабинет сделали, - отмечает она с нескрываемой радостью и приглашает посмотреть на воплощение давней мечты. В просторном и светлом помещении установлены кушетка, шкаф для хранения медикаментов и прочее необходимое оборудование. - Как видите, и в остальных комнатах ремонт провели. Финансовую помощь в этой работе оказали крестьянско-фермерские хозяйства.

Неизменным осталось отношение Светланы Викторовны к своим профессиональным обязанностям. Как была она неутомимой труженицей, так и продолжает помогать людям, чутко прислушиваясь к каждому голосу и получая взамен только благодарные отзывы.

Связующая нить

Люблю брать материал в маленьком населенном пункте: все важные объекты – в шаговой доступности друг от друга. Так и в Балке Грузской – все рядышком. Только вышли из одной двери, как перед нами открылась другая – отделения почтовой связи.

- Читают хуторяне прессу? - интересуюсь у Ларисы Александровны Пересекиной.

- Конечно, и газеты, и журналы. Для жителей – это одна из связующих ниточек с внешним миром.

Не смеем больше отвлекать почтальона от работы. Идем дальше. Но недалеко. Несколько метров – и мы в магазине № 48 калниболотского сельпо.

Праздник среди будней

Л.Н. Самко и Л. ПересекинаЗа прилавком – Людмила Николаевна Самко. Она же председатель ТОСа хутора Балка Грузская и заведующая клубом. Продавец доброжелательно обслуживает покупателей. На прилавках подмечаем большой ассортимент продуктов питания. Также в наличии хозяйственные товары, средства бытовой химии.

- Все у нас хорошо, - делится Л.Н. Самко. - Муж трудится механизатором в КФХ. Дочь учится на врача.  Что интересного происходит в Балке Грузской? Живем как все, - пожимает плечами. - Работаем, занимаемся ЛПХ. Но бывают в череде серых будней и радостные моменты. В сентябре провели праздник хутора. Артисты калниболотского дома культуры чествовали песнями и плясками тружеников сельхозпроизводства, юбиляров семейной жизни, новорожденных. Главное, что хутор прирастает новыми жителями. Дети – наше будущее. А вот, кстати, и мама одного из малышей, появившихся на свет в этом году, - обращает наше внимание продавец на девушку, переступившую порог магазина.

- Наташа, - представляется молодая мама троих детей: Данила и двух его сестренок – Светы и самой младшенькой Иры, которой 6 месяцев. Глава большой и дружной семьи Нетребко работает у фермера. По отзывам односельчан, Виктор  – на все руки мастер: он и механизатор первоклассный, и сварщик толковый. Такие труженики в хуторе на вес золота.

«Бриллиантовые» юбиляры

Стрелка часов стремительно приближается к полудню. Время, проведенное за общением с жителями хутора, пролетело как один миг. Пора в обратный путь. Напоследок решаем заглянуть в гости к юбилярам семейной жизни, о которых упомянула в разговоре председатель ТОСа. В этом году супруги Кикоть отметили бриллиантовую свадьбу – целых 60 лет вместе!

Из калитки появляется хозяйка подворья. «А где же супруг?», - спрашиваем Зинаиду Павловну. «Болен, - сетует она. - Иван Андреевич  почти не встает с кровати». Выразив сочувствие переживающей женщине, пытаемся хоть как-то отвлечь ее от грустных мыслей, разговорить.

Удивительно, но в свои 86 лет Зинаида Павловна сохранила прекрасную память. Она в деталях рассказала нам о своей трудовой деятельности в колхозе, перечислила поименно всех председателей, под руководством которых ей довелось поработать. Если что-то и забывает, то только события, происходящие в настоящее время, что характерно для многих пожилых людей.

В силу возраста супругам Кикоть тяжело в одиночку справляться с домашними делами. Но без помощи старики не остаются. «Сынок нам крепко помогает», - признается Зинаида Павловна, и тут же жалеет вслух своего ребенка за причиненное пожилыми родителями беспокойство.

  *   *    *

Да уж, в каждом дворе, каждой семье – свои заботы, проблемы, надежды. Но одно объединяет жителей Балки Грузской –  любовь  к малой родине, глубокая привязанность к земле-матушке, стремление сделать для нее что-то полезное. И пусть для кого-то маленький и отдаленный хутор представляет собой малопримечательное место, главное, что для грузчан своя земля и в горсти мила.

Фото А. Толстых.

Связанные материалы