Улица Железнодорожная внешне похожа на все остальные улицы станицы Новопокровской, но перед всеми другими она имеет редкое преимущество: известна точная дата начала ее застройки — 1895 год. Получается, что в нынешнем году ей исполнилось 123 года.
В середине девятнадцатого века, когда в станице еще не было железной дороги, на западной ее окраине, где простиралась неоглядная степь, с ранней весны и до поздней осени станичники пасли своих свиней, потому это место — где в будущем появится улица Железнодорожная – называлось Свинячей балкой (сообщение М.В. Пшеничной).
Но уже с 1895 года люди забыли об этом выгоне, так как произошло событие, которое изменило их жизнь. Наступили перемены в этом уголке станицы, замеченные даже газетой «Кубанские областные ведомости».
В заметке новопокровского учителя А.И. Рознатовского, напечатанной на ее страницах, читаем:
«Наша сонная жизнь нарушена приездом инженеров, производящих взыскания железнодорожной линии Тихорецкая–Царицын (ныне город Волгоград – прим. автора). Горячо рассуждаем, порой убедительно доказываем, что чугунка (так в то время называли железную дорогу — прим. автора) принесет нам, вернее, привезет массу всяческих благ. Смущаемся отчасти тем обстоятельством, что жили раньше и без чугунки, прислушиваясь к завываниям ветров буйных, а теперь придется переносить грохот и свист паровозов. Спорим, где устроить вокзал: близко — покалечит машина худобу, далеко — явится поселок» («Кубанские областные ведомости», 9 мая 1895 года, стр. 5).
Заметим попутно, как с пониманием и сочувствием автор заметки относится к житейским заботам и беспокойству земляков на стадии проектирования железной дороги. Но уже дальше (и тут мы можем гордиться ими!) они сумели перебороть себя и без колебаний приняли активное участие в ее возведении.
В приведенном нами отрывке из областной газеты упомянуто слово, которое тогда было на слуху — «поселок». Оттолкнувшись от него, мы сможем представить, как на прежде безлюдном месте возникла железная дорога.
Именно с появления поселка (возможно, что его тогда называли Железнодорожным), где жили инженеры, рабочие-путейцы, землекопы; места, куда товарные вагоны из Тихорецкой перевозили шпалы, рельсы, ручные тележки для переброски земли, началось большое строительство.
Можно представить, какое количество лошадей, шарабанов, лопат, землекопов требовалось для возведения высокой насыпи железной дороги. Но этими вопросами уже занималось станичное правление казаков. Оно сумело по-деловому организовать работу, привлекая к строительству дороги все взрослое население станицы (в ней тогда проживало 8,5 тысячи человек); усилия и старания их скоро дали свои плоды: за короткий срок (всего за два года!) был проложен железнодорожный путь на своем участке — это примерно от станции Ровное до разъезда Горького, построена станция Ея. В 1897 году по нему прошли первые грузовые вагоны — это называлось тогда обкаткой железной дороги, и уже в следующем году заработала железнодорожная касса.
Когда была построена дорога до Царицына, то станция Ея превратилась в перевалочный пункт доставки зерна в центральную Россию и за границу через порт Новороссийск. Сюда хлынул как поток различных проходимцев и дельцов, так и трудолюбивого, порядочного рабочего люда, так как здесь круглый год были работа и большие деньги.
Как грибы после дождя, вдоль дороги появлялись хаты, деревянные дома, хлебные амбары, греческие ссыпки зерна. За короткое время станица стала известна далеко за пределами Кубани еще по одной причине.
Начиная с весны из центральных губерний России к нам на сезонные полевые работы по железной дороге приезжали бедные крестьяне на заработки. Поселок едва их вмещал. В отдельные годы их собиралось до нескольких тысяч за сезон. Прибывали они не сразу, а постепенно, так что местные власти успевали подготовиться к их наплыву: строили новые бараки для их временного проживания.
По прибытии на станцию приезжие долго не задерживались на ней: за ними как за рабочей силой приезжали на телегах казаки или они сами в поисках работы расходились по дворам Новопокровской или другим прилегающим к ней станицам и хуторам. Осенью они возвращались домой с богатыми покупками и деньгами. После революции и гражданской войны этот поток прекратился. Бараки разобрали.
В 30-е годы двадцатого века, когда появились названия станичных улиц на Кубани, то ряду домов и хат, расположенных поблизости к полотну железной дороги, дали название улицам Линейной, а через дорогу от нее — Железнодорожной.
В советское время эти улицы значительно преобразились и коренным образом изменили состав своего населения: на смену путейцам, батракам, купцам, хлеботорговцам пришли рабочие больших предприятий, колхозники, работники торговли.
На улице Линейной выстроены административное здание и гараж райпотребсоюза, продуктовые и вещевые склады, заготконтора, на улице Железнодорожной – средняя школа № 2, райсельхозтехника, МСО (строительная организация), завод «Новопокровскферммаш», райгаз.
Сегодня эта улица протянулась на расстояние более двух километров и асфальтной дорогой соединила улицы Колхозную и Промышленную, широкая и просторная, с палисадниками около дворов, благоустроенными кирпичными домами.
Ее прославили известные люди, жившие на ней: Герой Советского Союза В.П. Толстых, партизанка М.В. Пшеничная (Колтеева), награжденная орденом Отечественной войны II степени, участник ВДНХ, учитель трудового обучения В.К. Редникин — отличник просвещения РСФСР и СССР.