С просьбой проверить работу страховых компаний при оформлении электронных полисов ОСАГО и усилить контроль за порядком оказания подобных услуг к главе Центробанка РФ Эльвире Набиуллиной обратилась член Центрального штаба ОНФ и координатор законодательных инициатив Народного Фронта в Госдуме Наталья Костенко. Причиной обращения послужили жалобы автовладельцев Краснодарского края и некоторых других регионов, поступающие в адрес депутата Госдумы. В жалобах заявители указывают, что не могут получить электронный полис ОСАГО у выбранного страховщика, поскольку тот, ссылаясь на технические проблемы, автоматически перенаправляет заявителя на сайт другого страховщика, предложенного случайным выбором по номеру ПТС.
Напомним, с 1 января 2017 года вступили в силу изменения в Закон об ОСАГО, согласно которым страховые компании обязаны обеспечить непрерывную и бесперебойную работу своих сайтов. При этом суммарная длительность перерыва в работе сайта страховщика не должна превышать 30 минут в сутки. В случае проведения плановых технических работ страховая компания обязана разместить не менее чем за сутки до их начала на главной странице своего сайта уведомление с указанием даты и времени их окончания, которые не могут проводиться чаще одного раза в месяц в период с 8.00 до 22.00 по московскому времени.
«На Кубани услуга оформления электронного полиса ОСАГО очень востребована. Сейчас, благодаря введению электронных полисов, в страховых компаниях практически исчезли очереди, ведь получить полис на сайте значительно проще и без лишних трат времени. Однако в мою приемную стали поступать жалобы от кубанцев на то, что страховщики на своих сайтах начали перенаправлять их за получением полиса к своим коллегам, и, соответственно, другая страховая компания может поступить также. Весь прошлый год мы с автомобилистами и общественниками боролись с очередями, практикой отказов в заключении договоров и перенаправлениями в другие страховые компании со ссылкой на технические трудности или в виду отсутствия полисов и достаточного количества сотрудников. Мы не можем допустить повторения ситуации, только теперь в веб-пространстве, и просим Центробанк пресекать подобные практики на этапе их возникновения », - сообщила Наталья Костенко.
Так, к примеру, в одном из обращений заявитель указывает на то, что ОАО «Альфа-Страхование» после длительной проверки запрошенных у автовладельца данных в момент расчета суммы страховой премии перенаправляет ее в другую страховую компанию. С аналогичной проблемой невозможности своевременного оформления электронного полиса ОСАГО заявитель столкнулась и при обращении на сайт СПАО «Ингосстрах», где автовладелец уведомляется о произошедшей технической ошибке РСА. Как, указывает заявитель, на сайте ООО «Группа Ренессанс Страхование», она также не смогла оформить электронный полис ОСАГО, поскольку после оформления полиса функция активации проверочного кода не работает.
Костенко подчеркнула, что возможность перенаправления страховщиками граждан в другие страховые компании за оформлением полиса ОСАГО предусмотрена постановлением президиума Российского союза автостраховщиков, число же таких перенаправлений в документе не ограничено.
«Это хождение по кругу по сути может быть бесконечным и является фактическим отказом в оформлении ОСАГО. И наложить штраф за подобные действия страховщиков в настоящее время невозможно. В связи с этим я обратилась к главе Центробанка России Эльвире Набиуллиной с просьбой принять меры, направленные на усиление порядка оформления электронного полиса ОСАГО, ограничивающие количество перенаправлений на сайт страховых компаний, а также регламентировать обязанность страховой компании предварительно уведомлять ЦБ РФ о техническом сбое в работе сайтов», - сказала Наталья Костенко.
Напомним, в прошлом году в Краснодарском крае возникла острая проблема с получением полиса ОСАГО. Основным препятствием для местных автомобилистов были очереди в страховых компаниях, которые порой доходили до 1,5 тыс. человек, как, например, в Армавире и почти тысяча человек в Ейске. По словам посетителей офисов страховых кампаний, чтобы не лишиться своего места в списке, им приходилось ежедневно отмечаться и узнавать, насколько продвинулась очередь, а также ночевать у офиса в день рассмотрения заявки. Результаты проведенных ОНФ рейдов показали, что причиной тому была неэффективно организованная работа офисов страховых организаций, а также плохо работающая информационная база страховых организаций. По итогам рейдов были направлены жалобы в Генпрокуратуру и Центробанк о выявленных нарушениях в отношении отделений страховых компаний с просьбой провести проверку исполнения страховыми компаниями закона об ОСАГО. А со страховщиками и автолюбителями активисты ОНФ провели большую разъяснительную работу, в том числе о возможности направления заявки на получение полиса через «Почту России».
С этого года ситуация с получением полисов ОСАГО на Кубани значительно улучшилась. По данным Российского союза автостраховщиков Краснодарский край даже стал лидером по оформлению электронных полисов. В январе 2017 г. страховые компании заключили там почти 190 тыс. договоров автострахования в электронном виде, что составляет 60% от общего числа таких договоров, заключенных за весь 2016 г.
«Сейчас в целях защиты нарушенных прав в случае перенаправления на сайт другой страховой компании автовладельцы должны обратиться с соответствующей жалобой в интернет-приемную Банка России на сайте ЦБ РФ https://www.cbr.ru/reception/, приобщив к жалобе доказательства невозможности получения страховой услуги - скриншот страницы страховой компании, где указана информация о невозможности оформления электронного полиса ОСАГО по техническим причинам», - заключила Наталья Костенко.