Идет урок по вождению. За рулем молодая девушка – новичок, рядом – опытный инструктор.
- Руль влево, - командует он. - Влево!
Ученица крутит руль, потом еще в ту же сторону.
- В другое «лево»! - спокойно говорит инструктор.
Это не анекдот, а обычный будничный день мастера производственного обучения местного отделения ДОСААФ России Новопокровского района Краснодарского края Сергея Николаевича Бережко.
а спиной опытного инструктора 25 лет водительского стажа. Свои первые права на категории «В» и «С» он получил в этом же добровольном обществе содействия армии, авиации и флоту еще в 1990 году. С тех пор его жизнь неразрывно связана с «шоферской баранкой».
С марта текущего года он стал обучать курсантов искусству управления автомобилем.
- Несмотря на то что Сергей Николаевич работает у нас недавно, - рассказывает о нем председатель ДОССАФ Михаил Алексеевич Жданов, - он успел заслужить уважение не только своих коллег, но и учащихся. Внимательный, умеет донести нужную информацию, а главное – терпеливый. В работе инструктора это одно из главных требований. Многие из «студентов» предпочитают обучаться у него, но к нему попадают самые «трудные».
- Сергей Николаевич, что значит «трудные»?
- В первую очередь это женщины среднего возраста и старше. Те, кому тяжело воспринимать информацию и быстро ориентироваться на дороге. Молодежь, как правило, схватывает все на лету, хотя и среди них бывают исключения.
Но практика показывает, что научить водить автомобиль можно любого. Например, у меня недавно выпустилась 67-летняя женщина. А сейчас к нам пришла учиться 72-летняя. Как видите, возрастных рамок учащихся нет. Как говорится, 18+...
- Ну а кого сложнее научить водить автомобиль – мужчин или женщин?
- Пусть не обижается на меня прекрасная половина человечества, но мужчин учить легче. И еще... Курсантов, у которых был небольшой опыт вождения автомобилей с автоматической коробкой передач, переучить на «механику» бывает трудно. Самыми сложными маневрами для них становятся «парковка» и «задний ход». Для последнего рекомендуем брать зеркало и, смотрясь в него, пройти из одной комнаты в другую спиной вперед. И желательно не у себя дома. Своим ученицам объясняем, что мало научиться парковаться, нужно это делать изящно. Так и говорим: «Красивые девушки парковаться должны красиво».
- Курьезы случаются?
- Только на первых уроках. Например, инструктор на маршруте спрашивает курсанта о значении того или иного знака. Так вот, на одной из улиц есть знак «Железнодорожный переезд со шлагбаумом». Шлагбаума там, конечно, нет. Спрашиваю ученицу: «Что за знак?». Она, немного подумав, отвечает: «Забор». А там и вправду имеется забор.
- Как опытные водители на дорогах реагируют на учебные автомобили?
- Это больная тема. Большинство относятся с пониманием, но есть и другие, которые забывают, что когда-то сами были такими же неумехами. Представьте себе: за рулем девушка, останавливаемся перед железнодорожным переездом, пропускаем поезд. Тухнет красный сигнал семафора. Она судорожно пытается тронуться с места, машина глохнет. А сзади какой-нибудь «умник» начинает сигналить, хотя видит на заднем стекле стикер с буквой «У». Она еще сильнее нервничает, у нее ничего не выходит. А потом – слезы и страх перед другими водителями. Есть и такие, кто развлекается тем, что «подрезает» учебное авто. Это характеризует их не с лучшей стороны. Хочется, чтобы на дорогах было поменьше хамства и побольше уважения к человеку, который решил научиться управлять автомобилем.
- Спасибо за беседу.
Фото А. Толстых.