покатилась жизнь людей, пристрастившихся к алкоголю.
Именины, крестины, уход в отпуск, новая должность, «красный день календаря»... Поводов отпраздновать или «обмыть» событие у нас довольно много.
И чтобы не казался важный или особенный день в жизни кисло-пресным, непременно нужно добавить горчинки – «беленькой». Только, где та грань, перешагнув которую, человек, почти не пьющий или мало употребляющий, незаметно попадает в алкогольную ловушку, превращаясь в отъявленного пьяницу?
Большинство из тех, кто регулярно принимает на грудь, отказываются признавать, что их «засосала опасная трясина» и зачастую выбраться из неё самостоятельно у них уже нет никаких сил. Путь-дорожка ведёт прямиком в наркологическое отделение МУЗ «Центральная районная больница Новопокровского района». Иные лечатся здесь по просьбе измучившихся от пропойцы родственников, случается приходят избавляться от пагубной привычки добровольно, когда в жизни от водки всё пошло наперекосяк, доставляют сюда клиентов с алкогольной интоксикацией и в карете «скорой помощи», и на милицейском «уазике»...
Я попросила врача-нарколога отделения М.В. Махонину организовать мне встречу с пациентами. Хотелось послушать их «откровения».
В кабинете мы встретились с 60-летней Антониной. Выглядела она гораздо старше своих лет. Это как раз тот случай, когда женщина не признаёт себя алкоголезависимой.
- Первый раз за 60 лет такое случилось, - Антонина считает своё нахождение в отделении недоразумением. - У знакомой сын умер, она позвала меня его помянуть. Выпили бутылку водки втроём. Правда, закуски не было и я запивала «русскую» пивом: жажда мучила. Не помню, как ушла из гостей. Говорят, что меня «скорая» подобрала на улице.
Стали разговаривать о житье-бытье Антонины. Она вспоминала, как 20 лет работала трактористкой, как растила и воспитывала троих детей.
- С одной дочкой не знаемся уже 25 лет, с другой тоже долго не общаемся, - рассказывает женщина. - Сын и пьёт, и наркотиками «балуется», в тюрьме отсидел срок... Пыталась я устроить свою личную жизнь, но сын не дал мне жить с мужчиной. Издевался, избивал, закрывал на замок дома – не выпускал. Вот каких детей вырастила...
Позже врач-нарколог Марина Васильевна «подправила» историю:
- У женщины был не единичный запой. Она до этого регулярно лечилась от алкогольной зависимости. Последний раз Антонину привезла «скорая», подобрав в болоте. Сейчас она хоть на человека стала похожа – лицо побелело, а то было чуть ли не фиолетовое от беспробудного пьянства.
- Говорят, женский алкоголизм неизлечим...
- Вылечиться вполне реально! Но для этого нужно, во-первых, осознать самой женщине то, что она больна и ей необходима помощь, во-вторых, преодолев неловкость и стыд, обратиться к врачу, в-третьих, женщине необходима помощь психотерапевта. У Антонины психологические проблемы, побуждающие употреблять алкоголь – дочки не общаются, сын – алкоголик и наркоман. Поэтому с женщиной работают и психолог, и психотерапевт.
Другой пациент отделения – Никита. Беседовать с ним сложно. Деградировавший человек, речь заторможена, глаза совершенно безжизненные и не выражают никаких эмоций. Долго думает, прежде чем ответить на вопрос.
Никите всего 31 год. Но, можно сказать, жизнь прошла мимо. С 15 лет увлекается водкой. С годами аппетиты росли. Теперь, как признаётся молодой мужчина, чтобы дойти до кондиции, ему нужно не меньше полутора литра «беленькой» или самогонки.
В 14 лет дали срок за кражу, с тех пор тюрьма стала родным домом. Четырежды был в местах лишения свободы. В общей сложности отсидел десять с половиной лет.
- Приходилось воровать, чтобы были деньги на выпивку и закуску, - оправдывает прошлое. - А кто мне помог в этой жизни? И как мне жить дальше?
Он задавал мне вопросы без надежды услышать на них ответы. У него действительно сложная ситуация: паспорта нет, жилья нет, семьи не было и нет, родители умерли давно...
Чтобы одним махом решить все свои проблемы, Никита вскрывал вены. Для убедительности показывает шрам на руке.
- А жить-то хочешь по-другому?
- Хочу! Только не знаю я другой жизни...
- Человек полностью потерян для общества, - характеризует больного Марина Васильевна Махонина. - Пьющий, употребляющий анашу, психически неуравновешенный. Он согласен лечиться, но эффект кратковременный, потому что, выйдя из стен отделения, ему некуда идти, друзья – такие же, как он. Всё возвращается на круги своя.
PS. Спустя месяц я позвонила в наркологическое отделение, чтобы справиться о самочувствии и судьбе этих двоих пациентов.
- Антонина прекратила употребление алкоголя, регулярно приходит отмечаться, так как состоит на учёте. Всё, что с ней происходило до этого, старается не вспоминать, - сообщила врач-нарколог. - А мужчина, выйдя из стен отделения, исчез. О его судьбе нам ничего не известно.