Волков на воле я видел всего один раз и то на довольно большом расстоянии. В конце зимы 1967 года, когда уже начинало вечереть, я шёл со школы (она была в 9 километрах от нашего хутора) домой по полям. Снег почти растаял, лёгкий морозец прихватил почву, и идти было легко. Пройдя полпути, я обратил внимание на двух покрытых серовато-желтоватой щетиной животных, напоминающих крупных собак. Они то приближались ко мне, то удалялись, но близко не подходили. Я стал шагать быстрее, но это нисколько не изменило их поведения. Подойдя к скирде соломы, я набрал её в охапку и поджёг, надеясь, что огонь и едкий, стелющий низко над землёй дым отпугнут моих преследователей. Но они остановились и безмятежно наблюдали за мной. Темнело, и я побежал по направлению к хутору. Остановился, когда, наконец, показались освещённые ярким светом фонарей улицы. Оглянулся и удивился, не обнаружив напугавших меня странных попутчиков.
За ужином рассказал родителям о своих приключениях. Они строго повелели пораньше возвращаться домой и предположили, что меня преследовали волки, хотя в шестидесятых годах в наших местах они не встречались, и только из Ставрополья или Калмыкии могли случайно забрести. Но мама вспомнила, что во время войны и несколько лет после неё они бродили возле хутора, нападали на домашних овец, собак. А потом их перестреляли местные мужики. Охотничьи ружья в то время были у многих, а охоту на волков в наших местах никто не ограничивал.
...С тех пор прошло много лет. О волках позабыли. Но вот однажды от своих знакомых из станицы Ильинской я услышал рассказ о том, как однажды летом 2016 года из одного двора на улице Первомайской волки утащили один раз три овцы, потом ещё четыре. Житель станицы Ильинской Илья Анатольевич Луговой подтвердил этот факт. «Волки у нас наделали немало бед, - рассказал он.- У станичника с улицы Фрунзе они утащили три овцы. Похозяйничали звери и на улицах Веселой, Кирпичной. Обитают они в разных местах невдалеке от станицы. Есть и около станиц Еремизино-Борисовской и Дмитриевской. Я как-то побывал на бывшей колхозной овчарне. Её сейчас используют рыбаки-арендаторы. Выращивают в ней овец, а на реке – рыбу. Волки накануне ночью пробрались в помещение овчарни и утащили двух овец. Не испугались они даже двух московских овчарок. А вот овчарки долго отходили от их нежданного визита. Одна из них даже боялась выбраться из будки. Сидит там, дрожит, как от холода…»
Однажды весной лётчики, обрабатывая поля, у станицы Ильинской увидели стаю волков. Хищников не испугал даже рёв самолёта. Они спокойно лежали на стеблях озимой пшеницы, греясь на солнышке.
Видели волков местные жители и в заброшенных каналах бывшей оросительной системы. В них теперь сухо. В некоторых местах каналы заросли камышом и высоким бурьяном. В зарослях можно надёжно спрятаться: места эти удалены от станиц Ильинской и Еремизино-Борисовской, люди там почти не бывают. Говорят, что по ночам там слышат их вой. От преследований волки убегают на территорию Новопокровского лесничества, где охота на них запрещена, и человека, появившегося с ружьём, быстро привлекут к ответственности. Волки очень хорошо ориентируются в ситуации и прячутся в местах, где их трудно отыскать.
Жители станиц, в которых в последние годы появляются волки, стали обращаться за помощью к местным охотникам. Но мало кто соглашается на них охотиться: пользы никакой ―мясо несъедобное, с отвратительным запахом. Охотники поясняли мне, что это связано с образом жизни и питанием волков. Они почти всё время находятся в движении (за ночь пробегают по 70 километров) и потеют, а питаются даже падалью. Шкуры волков требуют тщательной выделки и только тогда они ценятся. Но мало кто теперь займётся этим кропотливым ремеслом. А убить волка довольно сложно. Нужно потратить немало сил, чтобы найти их, но и в этом случае они могут довольно часто бесследно исчезать. И снова начинаются поиски по полям, камышам, каналам, зарослям терновника. Да и небезопасна встреча с волками, даже человеку с ружьём. Потому только любители острых ощущений и заядлые охотники соглашаются поохотиться на этого экзотического хищника.
В станице Ильинской наиболее опытным охотником на волков считают известного у нас фермера Петра Анатольевича Теплова. В разрешённые сроки охоты он занимается этим увлекательным и полезным для населения, но очень трудным делом. Он довольно смелый и азартный человек. Однажды со своими постоянными помощниками он в течение трёх дней искал волков, нападавших на домашних животных в станице Ильинской. И наконец выследили их в 14гектарной клетке неубранной, кукурузы. Попытались выманить хищников, что только ни предпринимали, но волки продолжали оставаться в центре поля. Пётр Анатольевич неожиданно для его товарищей побежал в сторону, где спрятались волки. Те вначале растерялись, а потом разъярённые хищники окружили его со всех сторон и в метрах 20 от охотника начали бегать по кругу… Он не растерялся и начал стрелять по ним. Хищники, быстро сориентировавшись, стали покидать это место, увиливая от охотничьих выстрелов.
Вместе с Петром Анатольевичем охотятся на волков его сын Анатолий и молодой фермер Максим Владимирович Ампилов. Максим Владимирович очень многому учится у Петра Анатольевича и теперь прекрасно ориентируется в поведении волков. Может по запутанным следам на снегу определить их путь. Готов тоже сутками отыскивать хищников, проходя огромные расстояния. У него редкая, но крайне необходимая для охотника на волка выдержка. Однажды по первой пороше, выследив волков, они с Петром Анатольевичем договорились, что тот будет нагонять их, а Максим залёг в засаде. Мороз был крепкий, но чтобы лучше чувствовать курок ружья, Максим Владимирович снял перчатки. Пальцы руки, лежащей на снегу, стали застывать, но он ждал и ждал, не шевелясь, когда покажутся волки. А когда они появились, руки так задубели от холода, что он с трудом перезарядил ружьё.
Волки вокруг станицы Ильинской обитают в небольших стаях – по 8-9 особей. Отстреливают охотники за одну облаву одного-двух хищников, за охотничий сезон - до 5-7. За подраненным зверем однажды они прогонялись двое суток. Но П.А.Теплову и М.В.Ампилову, по утверждению станичной молвы, везёт. Многим, даже опытным охотникам за много лет не удавалось убить и одного волка.
Когда завершился срок охоты на волков, фермеры П.А. Теплов и М.В. Ампилов занялись подготовкой к севу. Как и на охоте, в работе на полях им равных мало.
Появились волки и в других местах, даже в станице Новопокровской. Как-то в одну ночь на улице Суворова они разорвали трех собак, одну с цепью уволокли за двор.
Председатель районного общества охотников и рыболовов Михаил Иванович Матюнин рассказал мне, что волки появились в разных местах района после войны в Чечне. Планомерно идёт их отстрел. Егеря и охотники Новопокровского района отстреляли в 2014 году – 4 , 2015-м - 1, 2016 м – 6 волков. Случаев нападения на людей пока не было. Но тем не менее работники общества охотников и рыболовов проводят беседы с местным населением о повадках этого умного зверя и об опасности.