У меня за плечами девять зерноуборочных сезонов. И хоть я не комбайнер, а корреспондент, каждое лето «проживаю» жатву вместе с хозяйствами, участвующими в страде. Даже не беру отпуск в эту горячую пору, чтобы отслеживать ход полевых работ. Но по-настоящему почувствовать сопричастность к важной сельскохозяйственной кампании смогла только недавно, сменив позицию наблюдателя у кромки хлебной нивы на место помощника капитана степного корабля.
Кто на новенького?
Реализовать давнюю мечту – прокатиться в кабине комбайна – помог исполнительный директор СПК «Колос» Владимир Фролов.
Добравшись до села Горькая Балка, мы с фотокорреспондентом Алексеем Толстых пересели в машину руководителя и по извилистым полевым дорогам помчались к месту уборочных работ.
Нужно было торопиться. Механизаторы на последних гектарах вели обмолот озимой пшеницы.
– В уборке, как и прежде, участвуют «Доны-1500»? – поинтересовалась у Владимира Васильевича, предвкушая поездку на одном из таких комбайнов.
– Они самые. У этих машин уже солидный стаж эксплуатации, самому старшему комбайну 32 года. Но вам предоставим новенький «Торум-750». Работает на уборке только второй сезон. По сравнению с «Доном» – небо и земля.
Эх, прокачу!
Приблизившись к эпицентру событий, увидели большое сосредоточение техники на одном поле. Комбайнеры, водители, управляющий отделением Александр Левчук и другие специалисты мобилизовались как одна команда, чтобы поскорее завершить уборку на оставшейся площади.
– А вот и «Торум», – указал Владимир Васильевич на стремительно удаляющийся от нас комбайн. Мы направились вслед за ним. Даже внешним видом современный агрегат заметно выделялся среди своих предшественников.
Остановив зерноуборочную машину, механизатор ловко спрыгнул с крутых ступенек и пошел нам навстречу. Владимир Васильевич представил моего наставника:
– Александр Николаевич Дзюба.
– Помню, виделись на прошлой уборке урожая.
Комбайнер доброжелательно меня поприветствовал, предложил место штурвального, после чего запустил двигатель и с воодушевляющим «Поехали!» возобновил уборку зерновой культуры.
Как ребенок, преисполненная восторженными эмоциями, я продолжила путь по золотому морю пшеницы уже сидя в двухместной кабине огромного лайнера. Со скоростью 6 км/ч.
Экипаж Шуриков
Первое, что почувствовала, поднявшись на борт степного корабля, – высоко, просторно, прохладно. Через большое окно открывалась великолепная панорама. Впереди барабанила жатка, поглощая спелые колосья. Внутри кабины оператора вызывали любопытство разные устройства. Так что пришлось буквально засыпать механизатора вопросами.
– Александр Николаевич, Вы один работаете на этом комбайне?
– Нет, с помощником Александром Калининым. Ведем уборку посменно. В дружном коллективе нашу команду в шутку называют «экипаж Шуриков».
– Как Вам новая техника?
– Мощный роторный комбайн. Производительность в два раза выше, чем у «Дона». За день намолачивает до 240 тонн зерна.
– Рабочее место комбайнера обустроено по последнему слову техники, – делюсь впечатлениями, осматриваясь по сторонам.
– Да, в кабине установлена система климат-контроля, имеется охлаждающая камера для питьевой воды, аудиоаппаратура. Можно работать под музыку. А главное — удобный руль, пульт управления, вся информация по процессу обмолота, высоте среза, разнообразные настройки комбайна отображаются на цветном сенсорном дисплее.
Первая не забывается
Александр Николаевич с восхищением перечислял все параметры умной техники, но меня больше интересовало его ощущение от процесса уборки.
– Получаешь истинное удовольствие. Раньше о таких комфортных условиях работы хлеборобы могли только мечтать, – поделился комбайнер. – Кондиционеров не было. В жару температура воздуха в кабине становилась невыносимой. Управляли агрегатами без помощи искусственного интеллекта, вручную, рычагами. На таких и я начинал работать.
– Помните первый комбайн?
– Конечно. В 14 лет сел за штурвал «Дона». Начинал с помощника комбайнера. Хлеборобскому делу обучали отец и дед, работавшие в колхозе имени Калинина. В детстве они брали меня кататься на «Ниве». В старших классах получил удостоверение тракториста-машиниста. Во время службы в армии обучился на крановщика. В процессе трудовой деятельности открыл все категории прав на вождение самоходными сельхозмашинами. В СПК «Колос» веду и сев, и уборку, и погрузку зерна.
– Какая жатва стала самой памятной?
– Первая. Никогда не забуду, как отец проинструктировал меня, а затем закрыл дверцу кабины и уехал со словами: «Пока сам не попробуешь, не научишься». Было немного боязно, но потом пошло-поехало...
А со времен работы в бригаде колхоза Калинина остались в памяти холодный квас, который развозили по полям во время жаркой летней страды, и первая зарплата, полученная на току – 164 рубля! По тем временам — большие деньги. Думал, куплю «моторчик», он стоил 120 рублей. А мама сказала, что надо одеваться и обуваться в школу. И свой доход я положил в копилку семьи.
Как настроишь, так поедешь
Отвечая на вопросы, Александр Николаевич так легко и непринужденно вел комбайн, словно его вовсе не отвлекала наша беседа. Казалось, он мог с закрытыми глазами пройти как по линейке эту загонку.
– Так уверенно чувствовать себя за штурвалом может только высококлассный специалист, прекрасно владеющий технологией уборки, – высказала вслух предположения. Комбайнер улыбнулся.
– Это только со стороны кажется, что все легко. Нажимай себе на кнопочки и молоти... Какой бы умной ни была техника, важное значение имеет человеческий фактор. Даже новый комбайн нужно правильно обслуживать, настраивать, регулировать.
– Быстро изучили все премудрости «Торума»?
– Мне всегда нравилось разбираться в технике. И этот агрегат освоил.
Вот так встреча!
Мы повернули на следующую загонку, и неожиданно в кабине раздалось голосовое оповещение: «Бункер заполнен». Долго ждать автомобиль для отгрузки зерна не пришлось. Водителя КамАЗа, оперативно прибывшего за очередной партией урожая, я сразу узнала. Из года в год Александр Шишов идет в передовиках и его имя звучит со страниц «Сельской газеты».
Выгрузка зерна заняла считанные минуты. Наш комбайн продолжил движение, а мой общительный собеседник — делиться размышлениями о жатве:
– Уборку всегда ждешь с нетерпением и отдаешь ей все силы, чтобы получить хороший заработок.
Приближаясь к кромке пшеничного поля, комбайнер чуть приглушил двигатель и предложил мне пересесть за руль. Разумеется, я не решилась взять управление агрегатом в свои руки, да и без прав вождения спецтехники мне бы никто не позволил проводить такой эксперимент. Но за штурвалом комбайна все-таки посидела и хоть косвенно, но прикоснулась к обмолоту хлебов. Моя мечта сбылась. Впечатления от поездки остались самые позитивные.
Чемпионам — премии
СПК «Колос» завершил уборку зерновых колосовых культур 10 июля. По окончании работ в предприятии подвели итоги и объявили имена чемпионов жатвы-2019.
Среди механизаторов на обмолоте комбайнами «Дон-1500» первое место занял Алексей Адамов — 1575 тонн, второе — Виталий Прокопович — 1450 тонн, третье — Денис Шатилов — 1182 тонны. Александр Дзюба стал чемпионом на единственном в своем классе комбайне «Торум-750», намолотив 1730 тонн зерна.
Среди «камазистов» наибольшее количество зерна с поля на ток перевез Александр Шишов – 2242 тонны. На втором месте — Юрий Медведев — 1671 тонна, третье у Андрея Серенко — 1582 тонны.
Руководство СПК «Колос» поощрило передовиков уборочной кампании денежными премиями.