Запомнить меня

За штурвалом степного корабля

За штурвалом степного корабля

Корреспондент «СГ» работала помощником комбайнера и собрала урожай впечатлений

У меня за плечами девять зерноуборочных сезонов. И хоть я не комбайнер, а корреспондент, каждое лето «проживаю» жатву вместе с хозяйствами, участвующими в страде. Даже не беру отпуск в эту горячую пору, чтобы отслеживать ход полевых работ.  Но по-настоящему почувствовать сопричастность к важной сельскохозяйственной кампании смогла только  недавно, сменив позицию наблюдателя у кромки хлебной нивы на место помощника капитана степного корабля.

Кто на новенького?

Реализовать давнюю мечту – прокатиться в кабине комбайна – помог исполнительный директор СПК «Колос» Владимир Фролов.

Добравшись до села Горькая Балка, мы с фотокорреспондентом Алексеем Толстых пересели в машину руководителя и по извилистым полевым дорогам помчались к месту уборочных работ.

Нужно было торопиться. Механизаторы на последних гектарах вели обмолот озимой пшеницы.

– В уборке, как и прежде, участвуют «Доны-1500»? – поинтересовалась у Владимира Васильевича, предвкушая  поездку на одном из таких комбайнов.

– Они самые. У этих  машин уже солидный стаж эксплуатации, самому старшему комбайну 32 года.  Но вам предоставим новенький «Торум-750». Работает на уборке только второй сезон. По сравнению с «Доном» – небо и земля.

Эх, прокачу!

Приблизившись к эпицентру событий, увидели  большое сосредоточение техники  на одном поле. Комбайнеры, водители, управляющий отделением Александр Левчук и другие специалисты мобилизовались как одна команда,  чтобы поскорее завершить уборку на оставшейся площади.

– А вот и «Торум», – указал Владимир Васильевич на стремительно удаляющийся от нас комбайн. Мы направились вслед за ним. Даже внешним видом современный агрегат заметно выделялся среди своих предшественников.

Остановив зерноуборочную машину, механизатор ловко спрыгнул с крутых ступенек и пошел нам навстречу. Владимир Васильевич представил моего наставника:

– Александр Николаевич Дзюба.

– Помню, виделись на прошлой уборке урожая.

Комбайнер доброжелательно меня поприветствовал, предложил место штурвального, после чего запустил двигатель  и с воодушевляющим «Поехали!» возобновил уборку зерновой культуры.

Как ребенок, преисполненная восторженными эмоциями,  я продолжила путь по золотому морю пшеницы уже сидя в двухместной кабине огромного лайнера. Со скоростью 6 км/ч.

Экипаж Шуриков

Первое, что почувствовала, поднявшись на борт степного корабля, – высоко, просторно, прохладно. Через большое окно открывалась великолепная панорама. Впереди барабанила жатка, поглощая спелые колосья. Внутри кабины  оператора вызывали любопытство разные устройства. Так что пришлось буквально засыпать механизатора вопросами.

– Александр Николаевич, Вы один работаете на этом комбайне?

– Нет,  с помощником Александром Калининым. Ведем уборку посменно. В дружном коллективе нашу команду  в шутку называют «экипаж Шуриков».   

– Как Вам новая техника?

– Мощный роторный комбайн. Производительность в два раза выше, чем у «Дона».  За день намолачивает до  240 тонн зерна.  

–  Рабочее место комбайнера обустроено по последнему слову техники, – делюсь впечатлениями, осматриваясь по сторонам.

– Да,  в кабине установлена система климат-контроля, имеется  охлаждающая камера для питьевой воды, аудиоаппаратура. Можно работать под музыку. А главное —  удобный руль,  пульт управления, вся информация по процессу обмолота, высоте среза, разнообразные настройки комбайна отображаются на цветном сенсорном дисплее.

Первая не забывается

Александр Николаевич с восхищением перечислял все параметры умной техники, но меня больше интересовало его ощущение от процесса уборки.

– Получаешь истинное удовольствие. Раньше о таких комфортных условиях работы хлеборобы могли только мечтать, – поделился комбайнер. – Кондиционеров не было. В жару температура воздуха в кабине становилась невыносимой. Управляли агрегатами без помощи искусственного интеллекта, вручную, рычагами. На таких и я начинал работать.

– Помните первый комбайн?

–  Конечно. В 14 лет сел за штурвал «Дона». Начинал с помощника комбайнера. Хлеборобскому делу обучали отец и дед, работавшие в колхозе имени Калинина. В детстве они брали меня кататься на «Ниве». В  старших классах получил удостоверение тракториста-машиниста. Во время службы в армии  обучился на крановщика. В процессе трудовой деятельности открыл все категории прав на вождение самоходными сельхозмашинами. В СПК «Колос» веду и сев, и уборку, и погрузку зерна.

– Какая жатва стала самой памятной?

– Первая. Никогда не забуду, как отец проинструктировал меня, а затем закрыл дверцу кабины и уехал со словами: «Пока сам не попробуешь, не  научишься». Было  немного боязно, но потом пошло-поехало...

А со времен работы в бригаде колхоза Калинина остались в памяти холодный квас, который развозили по полям во время жаркой летней страды, и первая зарплата, полученная на току – 164 рубля! По тем временам — большие деньги. Думал, куплю «моторчик», он стоил 120 рублей. А мама сказала, что надо одеваться и обуваться в школу. И свой доход я положил в копилку семьи.

Как настроишь, так поедешь

Отвечая на вопросы, Александр Николаевич так легко и непринужденно вел комбайн, словно его вовсе не отвлекала наша беседа. Казалось, он мог с закрытыми глазами пройти как по линейке эту загонку.

– Так уверенно чувствовать себя за штурвалом может только высококлассный специалист, прекрасно владеющий технологией уборки, – высказала вслух предположения. Комбайнер улыбнулся.

– Это только со стороны кажется, что все легко. Нажимай себе на кнопочки и молоти... Какой бы умной ни была техника, важное значение имеет человеческий фактор. Даже новый комбайн нужно правильно обслуживать, настраивать, регулировать.

– Быстро изучили все премудрости «Торума»?

– Мне всегда нравилось разбираться в технике. И этот агрегат освоил.

Вот так встреча!

Мы повернули на следующую загонку, и неожиданно в кабине раздалось голосовое оповещение: «Бункер заполнен». Долго ждать автомобиль для отгрузки зерна не пришлось. Водителя КамАЗа, оперативно прибывшего за очередной партией урожая, я сразу узнала. Из года в год  Александр Шишов идет в передовиках и его имя звучит со страниц «Сельской газеты».

Выгрузка зерна заняла считанные минуты. Наш комбайн продолжил движение, а мой  общительный собеседник — делиться размышлениями о жатве:

– Уборку всегда ждешь с нетерпением и отдаешь ей все силы, чтобы получить хороший заработок.

Приближаясь к кромке пшеничного поля, комбайнер чуть приглушил двигатель и предложил мне пересесть за руль. Разумеется, я не решилась взять управление агрегатом в свои руки, да и без прав вождения спецтехники мне бы никто не позволил проводить такой эксперимент. Но за штурвалом комбайна все-таки посидела и хоть косвенно, но прикоснулась к обмолоту хлебов. Моя мечта сбылась. Впечатления от поездки остались самые позитивные.

Сев на место оператора комбайна Александра Дзюбы, корреспондент «СГ» представила себя в роли хлебороба.  И пусть не получилось порулить  новеньким «Торумом», зато увидела, как делают это настоящие мастера жатвы

Сев на место оператора комбайна Александра Дзюбы, корреспондент «СГ» представила себя в роли хлебороба. И пусть не получилось порулить новеньким «Торумом», зато увидела, как делают это настоящие мастера жатвы

Чемпионам — премии

СПК «Колос» завершил уборку зерновых колосовых культур  10 июля. По окончании работ в предприятии подвели итоги и объявили имена чемпионов жатвы-2019.

Среди механизаторов на обмолоте комбайнами «Дон-1500» первое место занял Алексей Адамов — 1575 тонн, второе — Виталий Прокопович — 1450 тонн, третье — Денис Шатилов — 1182 тонны. Александр Дзюба стал чемпионом на единственном в своем классе комбайне «Торум-750», намолотив 1730 тонн зерна.

Среди «камазистов» наибольшее количество зерна с поля на ток перевез Александр Шишов – 2242 тонны. На втором месте — Юрий Медведев — 1671 тонна, третье у Андрея Серенко — 1582 тонны.

Руководство СПК «Колос» поощрило передовиков уборочной кампании денежными премиями.

Joomla SEF URLs by Artio