Морковь дороже персиков, а свекла – заморских бананов.
Обычно летом картошка, свекла, морковь – самые дешевые из овощей. И кубанский борщ получался одним из недорогих блюд. Однако июльские цены на корнеплоды заставили удивиться хозяек. Если сейчас зайти в магазин, то окажется, что овощи дороже заморских фруктов. И свеколку мы скоро будем покупать, скорее, к праздникам, как на Новый год апельсины. На что еще повысились цены и почему, разбирался корреспондент «СГ»
Региональное управление Федеральной службы госстатистики опубликовало индекс потребительских цен (тарифов) на товары и услуги по Краснодарскому краю в июне 2021 года. По данным выборочного статистического наблюдения, в июне прирост цен на морковь составил 57,8 %! И это в сезон сбора урожая. Стоимость свеклы столовой выросла на 52,9 %, картофеля – на 12, 5%, капусту белокочанную – на 5,6 %.
Заглянуть в цифры статистики побудил один из визитов в супермаркет. Мучил вопрос: может это только у нас морковь не всем по зубам? А может сорт какой-то особенный? Но нет. Рост цен на овощи зафиксирован во всем Краснодарском крае. И сколько же просит сетевой маркет за кило моркови? 139,99 рубля за килограмм! Свеколка нынче по 98,99 за кг. Если повезет, на рынке можно сторговаться до 80–100 рублей за килограмм оранжевого корня здоровья.
Вопрос о цене овощей поднимался на недавней прямой линии с Президентом России Владимиром Путиным. Он констатировал, что Россия пока что производит овощи и фрукты в недостаточном объеме, чтобы удовлетворить внутренний спрос, поэтому приходится их завозить из Турции, Белоруссии и других стран. А там большую роль играют курс валюты, цена транспортировки, логистика.
Этот ответ вполне бы удовлетворил, если бы не одно «но». Живем мы не на Камчатке или в Сибири, а в плодородном крае, житнице России – Кубани. Так почему в аграрном регионе возникли такие цены на овощи? Почему наши сельхозпредприятия, фермеры, владельцы ЛПХ реализуют продукцию по «мировым» ценам?
Чтобы разобраться в теме, «СГ» привлекла экспертов.
Глава КФХ Сергей Зарудко с горечью констатирует, что в этом году произошел резкий рост цен на всю вспомогательную продукцию – удобрения, запчасти, средства защиты растений, горюче-смазочные материалы и так далее. Увеличился почти на треть и фонд оплаты труда.
– Если в прошлом году я платил людям три рубля за килограмм собранных с поля томатов, то в этом – 4,5 рубля, – рассказывает Сергей Владимирович. – Плюс возросли транспортные расходы на доставку людей к полям и обратно.
Сейчас помидоры продают по 70–100 рублей мелкие производители и перекупщики. Уже через несколько дней, когда начнется массовый сбор урожая открытого грунта, цена упадет в два раза. Фактически получается, те, кто вкладывает свой труд, получат в два раза меньше, чем те, кто просто перекупает товар.
В этом году в районе два КФХ вырастили 13 га томатов! Это порядка 420 тонн помидоров. Реализовать на территории района такой объем продукции сложно. Как поступают фермеры?
– С сетевыми магазинами стараемся не работать, – рассказывает Сергей Зарудко. – Они не готовы сразу платить за поставленный товар, деньги отдают только через два месяца. С крупными сетями фермерам работать сложно еще и по причине строгих условий для поставщиков. Одно из них – перебоев с поставками быть не должно – за это грозит штраф. Их не волнует, что прошел дождь, в поле не въедешь и т. п. Поэтому регулярно пополнять склады готовы либо крупные холдинги, либо иностранные поставщики. К тому же, овощи из Турции отпускаются по более низким ценам, чем те, что выращены на нашей земле. Конечно, для сетей это выгоднее. С учетом надбавок мы имеем то, что имеем.
Например, морковь, которая стоит более ста рублей за кило.
В итоге один выход – реализовывать товар самим. У нашего КФХ есть три торговые точки в Новопокровском сельском поселении, одна – в городе Лабинске. Ведем прямые продажи фермерской продукции по ценам на 20-30 % ниже рыночных.
На ценовую политику влияют и перекупщики. Купив оптом товар с поля по низкому тарифу, потом они ставят выгодные для себя цены, а покупателю деваться некуда – приходится брать.
Вот и получается, что труд людей в поле стоит дешевле, чем труд тех, кто перекупает товар. Фермерам приходится выживать, а не зарабатывать деньги и развивать бизнес.
Тут у читателя должен возникнуть вопрос: кто контролирует цены? И «СГ» выяснила. Есть распоряжение главы администрации Краснодарского края от 17.10.2007 № 900-р. В нем сказано: «В целях стабилизации ситуации на потребительском рынке Краснодарского края, гарантированного обеспечения населения края социально значимыми продуктами питания и недопущения необоснованного роста цен рекомендовать предприятиям розничной торговли осуществлять реализацию нижеперечисленных социально значимых продуктов питания с торговой наценкой не выше 10 %: куры замороженные; масло подсолнечное рафинированное дезодорированное фасованное; молоко питьевое 2,5 % жирности, кефир 2,5 % жирности в полиэтиленовом пакете; сметана весовая и фасованная в полиэтиленовом пакете 20% жирности; творог обезжиренный весовой и фасованный; яйца куриные 1-й и 2-й категории; сахар-песок; соль поваренная пищевая; мука пшеничная высший сорт; хлеб формовой из муки 1 сорта; рис шлифованный; крупа гречневая-ядрица».
Как видно из списка, овощи в перечень социально значимых продуктов питания не входят.