Запомнить меня

"Маяковский, почему вы не застрелитесь?" О последних часах жизни поэта рассказал его брат Аркадий Первенцев

"Маяковский, почему вы не застрелитесь?" О последних часах жизни поэта рассказал его брат Аркадий Первенцев

В Новопокровский музей переданы уникальные документы из архива писателя

Вновь востребованное творчество

Как уже сообщалось в «Сельской газете» Государственным архивом Краснодарского края по согласованию с наследниками муниципальному архиву Новопокровского района передана часть коллекции документов из личного архива известного советского писателя, дважды лауреата Сталинской премии Аркадия Алексеевича Первенцева. Эти бесценные документы, на мой взгляд, станут предметом пристального изучения историков, литераторов, краеведов, так как книги писателя-патриота стали вновь востребованы в России. В 2009 году опубликованы его «Дневники.1937-1940», в 2013 – «Гамаюн – птица вещая», в 2016 – «Секретный фронт», в 2017 году – «Остров надежды». Готовятся к печати и другие произведения, пользовавшиеся огромным спросом у читателей в советское время.

Нам особенно дорог этот писатель. Его детство прошло в доме деда Андрея Никаноровича Афанасьева, в котором теперь расположен историко-литературный музей имени А.А.Первенцева.

«В этот дом, - вспоминал писатель,- с чудесным вишневым садом приезжал Маяковский. По рассказам, мальчик Володя любил вишни и всегда ходил измазанный вишневым соком.

Мое школьное детство прошло в доме деда в станице Новопокровской. Только на летние каникулы за мной приезжал отец на линейке, запряженной двумя маштаками, и увозил домой в станицу Новорождественскую…

В Новопокровской в доме деда Андрея Никаноровича была крепкая семья из трех молодых сестер - учительниц Матрены, Веры и Александры, лелеющих своего отца, участника освобождения Болгарии в 1877-78 гг.

Тетки любили меня. Учился я хорошо, был прилежен. Много читал, буквально поглощал все книги, попадавшиеся под руки. Читал Мамина-Сибиряка, Гаршина, Пушкина, Лермонтова и знал многие стихи».

Аркадий Первенцев. Фото из архива Новопокровского музея.

Аркадий Первенцев. Фото из архива Новопокровского музея.

А.А.Первенцев в своих воспоминаниях отразил интересные исторические факты, связанные с событиями, происшедшими в годы Гражданской войны в станице Новопокровской. «Во время прихода в станицу Новопокровскую белой армии, - писал он, - вышедшей из сальских степей, в доме деда останавливался генерал Романовский. Дело в том, что рядом стоящий кирпичный дом известного богатея Астапенко занял штаб армии во главе с генералом Корниловым, а поскольку генерал Романовский был начальником штаба Корнилова, то он и облюбовал себе соседний дом, дом деда.

В 1920 году, когда 1-я Конная армия разгромила под Егорлыком белых и в станицу вступили ее полки, дом Афанасенко отвели под штаб, а в доме деда расположились Буденный и Ворошилов». Вот такие интересные для нас подробности о тех далеких годах оставил Аркадий Алексеевич.

В годы Великой Отечественной войны писатель побывал не раз в родной для него станице. 12 июля 1942 года в газете «Известия» опубликован его большой очерк «На Кубани», посвященный жизни колхозников Новопокровского района.

О станице Новопокровской писатель рассказал в книгах «Над Кубанью», «Баллада о детстве», в своих знаменитых дневниках. Он постоянно поддерживал связь с жителями станицы и, особенно, с заслуженным учителем России Ольгой Алексеевной Штратниковой, которая широко пропагандирует его творчество и издала монографию «Певец Кубани». Большую работу по пропаганде произведений, жизни и творчества писателя ведут сотрудники историко-литературного музея имени А.А. Первенцева. Я уверен, что для них и всех, кто интересуется жизнью писателя, документы, поступившие к нам в архив, представляют большой интерес. Тем более, что среди них есть вторые экземпляры рукописей очерков, рассказов, повестей, отрывков из дневников.

В настоящее время работники архива изучают документы и составляют их описи. Эта серьезная и кропотливая работа займет немало времени. После ее завершения посетители архива смогут познакомиться с документами из личного архива А.А. Первенцева.

А пока мы предлагаем вашему вниманию отрывок из записной книжки А.А. Первенцева (записи сделаны в 1948 году), посвященный его троюродному брату поэту Владимиру Маяковскому, с семьей которого он на протяжении всей жизни поддерживал самые теплые отношения.

И.Бойко, начальник архивного отдела муниципального образования Новопокровский район

Аркадий Первенцев с сестрой Маяковского. Фото из архива Новопокровского музея.

Аркадий Первенцев и сестра В. Маяковского. Фото из архива Новопокровского музея.

 


А.А. Первенцев

О В. Маяковском (факты, рассказанные разными лицами)

К 20-летию литературной деятельности Маяковского журнал «Революция и книга», редактор Рудольф Бершадский, поместил портрет Маяковского с соответствующими надписями «Глашатай», «Поэт-боец» и т.д. Сигнальный экземпляр передан Маяковскому. Он был очень доволен. Ходил с журналом, показывал всем, говорил:

- Вот, вот, как оценили! Что бы ни говорили поэты, писатели, враги, а это – орган Це-ка!

Это было большой моральной поддержкой поэту, ибо это было в 1930 роковом году.

Халатов, бывший тогда управляющим ОГИЗа, затребовал журнал.

- Это что! Попутчика, неясного поэта, мелочь-глашатаи? Что это такое? Вы не оправдали доверие партии, товарищи! Вырвать портрет!

- Делайте что хотите, - взмолились деятели редакции, - ведь сигнальный-то экземпляр у Маяковского. Он уже знает!

- Тем лучше. Пусть узнает. Как к нему относится партия. (Всем известно теперь о том, кто был Халатов,- враг народа).

Из 30000 экземпляров тиража портрет был вырван. Это был страшный удар для поэта. Он взял журнал, заперся в своей комнате, не выходил. Он был одинок. Друзья его – Асеев и Кирсанов – отреклись от него и не подавали ему руки. Это был путь к самоубийству. Боюсь, что записываю без соблюдения хронологической точности, что произошло в дальнейшем.

Он любил бывшую тогда женой Яншина Веронику Полонскую и требовал, чтобы она порвала с театром и с мужем. Она колебалась. Ей был всего 21 год в то время.

- Ника, раздается его голос, я здесь составляю один документ, включаю тебя в члены своей семьи… Ты не возражаешь?

- Что, что?

- То есть, если я это сделаю, значит, всем будет сказано открыто, кто ты для меня.

- Ты старше меня…делай так. Как хочешь…как находишь нужным…

- Хорошо.

Это была предсмертная записка от 12.4.30.

Следующим вечером он решил оправиться у «друзей». Его спаивали коньяком (пил он его впервые) Катаев В., Яншин и Ливанов и говорили гнусности. Тогда его увидела сильно пьяным Полонская.

Говорят, что Катаеву принадлежат слова:

- Маяковский, почему вы не застрелитесь?

…Маяковский стрелялся левой рукой, с одного патрона, из браунинга. Левая рука у него действовала не хуже правой. Особенно он натренировал ее на бильярде.

Конец

Маяковский окончательно поговорил с Полонской 14.04. Она к нему охладела и не решалась на предложенный шаг. Она ушла, и сейчас же – выстрел.

Бросившись в комнату, она нашла его на полу. Схватила его голову, он открыл глаза в последний раз и закрыл навеки.

Полонская играет в театре. Плохая актриса.

Joomla SEF URLs by Artio