- Зачем у могилы дедушки столько места отгородили? - спросила соседка соседку.
Чтобы, когда родственники умрут, хоронить рядом. А то будем разбросаны по всему кладбищу. Таких наделов на погосте много. Выстраиваются в линейку памятники, а потом их объединяют в один мемориал.
Большинство новопокровчан заведомо заботится о месте - где, с кем будет похоронено. А некоторые при жизни заказывают памятники...
Памятник при жизни
- Явление не такое уж редкое, когда памятники заказывают при жизни, - рассказывает руководитель мемориального комплекса «Темп-мастер» Андрей Шевченко (ИП Шевченко А.Н.). - В этом бизнесе я 30 лет, всякое повидал. Подобные заказы есть всегда. И ничего предосудительного в этом нет. Обращаются с необычной просьбой одинокие пенсионеры, вдовы или вдовцы, пожилые супруги, чтобы никому не доставлять беспокойств, когда уйдут в мир иной. Заказывают отдельные памятники или общие, где остается вписать дату их упокоения. Приходят в нашу фирму и люди, которые, имея неутешительные диагнозы, ожидают смерти.
- Говорят, что нельзя при жизни памятник заказывать, мол, накликаешь беду...
Не скажу, не анализировал. Но иногда происходит все прямо противоположно. Ждал смерти — выздоровел, живет. А памятник стоит в кладовке... У пожилых людей, кстати, заведено собирать погребальный узелок. У любой бабушки спросите.
- С узелками понятно, а памятник? Вы домой привозите или заказчики оставляют на предприятии на хранение?
- Забирают. Доставляем ко двору. Одной семейной паре на чердак поднимали. Так и стоит он там до последнего срока...
Если пройти по кладбищу, можно обратить внимание, как, спустя десятилетия, меняются памятники — деревянные, железные кресты, треугольники с гробницей, из искусственного камня, гранитные, мраморные, пластиковые. В виде куба, фигуры, плиты, стелы. Есть простенькие, есть шедевры искусства. Все по кошельку усопшего или его родственников. Впрочем, на загробную жизнь умершего вид и цена памятника никак не влияет. Священники говорят, о душе нужно думать - о своей и ушедших в мир иной, чаще в храм ходить, для умерших заказывать службу и ставить поминальные свечи.
Фото на плите
Пройдитесь по старому и новому кладбищам и обратите внимание, что обветшалые со времени кресты и надгробья - без фотографий, а установленные в поздний период — скажем, после 50-х годов прошлого века, - со снимками.
Раньше это были маленькие, черно-белые изображения, расположенные в круглой оправе. Потом научились делать атмосферостойкую фотопечать на керамике, художественную гравировку на камне. Зачастую снимки занимают половину или всю плиту.
Помещать фото умершего на памятник придумали в советские времена. В православии этого делать было нельзя до Октябрьской революции 1917 года. Кажется, ни в одной стране больше нет такой традиции: там на могильных камнях начертаны только имя и даты рождения и смерти.
Часто, когда нет качественного фото умершего, родственники используют семейные снимки, где усопший в окружении близких или коллег. Техника позволяет обработать изображение в графическом редакторе, убрав все лишнее — ныне здравствующих людей, животных. Но, говорят, энергетический след-то остается... Так что на снимке незримо присутствуют и другие... Стоит задуматься над этим.
На некоторых памятниках родственники стараются увековечить фотоистории из жизни покойного. Или с помощью отдельных элементов указывают на привычки, образ жизни умершего...
- Есть и такое, - делится Андрей Николаевич. - Наркоману мак на памятнике нарисовали. С обратной стороны плиты просят разместить фотоколлаж — в саду, на работе и так далее (словом, чем была наполнена жизнь умершего). Воссоздавали мы картину, как погибший в ДТП из автомобиля вознесся в небеса.
«Помним. Любим. Скорбим»
Чем еще примечательны памятники? Эпитафиями. Писать их начали в Древней Греции около 3000 лет назад. Изначально они констатировали факт погребения: покоится такой-то, жил тогда-то, делал то-то. А затем начали выражать чувства к умершим и писать строки, пронизанные скорбью, любовью, нежностью, заботой.
В России эпитафии появились в конце XVII— начале XVIII веков, при правлении Петра I. Изначально существовали каноны: писать, кто и когда похоронен, перечислить достоинства человека, а затем — несколько слов сожаления.
Со временем, конечно, словоизлияния на памятниках стали более свободными. В эпитафиях начали писать все, что хочется: признания в любви, стихи, строки из песен и так далее.
Опять же, если обратить внимание на старые памятники на местном кладбище, то никаких надписей вы не обнаружите. Все предельно четко: имя, отчество, фамилия, годы рождения и смерти. Чаще всего на более современных плитах можно встретить такие строки: «Помним. Любим. Скорбим», «Ты всегда в памяти нашей», «Из жизни ты ушел мгновенно, а боль осталась навсегда», «Любимые не умирают, лишь рядом быть перестают» и так далее.
Но на российских кладбищах, какие угодно надписи, в том числе циничные и курьезные.
- Андрей Николаевич, какие нестандартные эпитафии Вы встречали?
- Запомнил одну: «Он был хорошим мужем, но плохим электриком». Ее разместили на одном из памятников.
Скорбное место... Здесь находят последний приют наши умершие родные, близкие, друзья. Сюда мы приходим, чтобы посидеть в тишине, вспоминая радостные и печальные события, связанные с этими людьми. Но не понятно, кому больше нужны скромные памятники и дорогие мемориалы, фотографии и фотоколлажи, скульптуры и бюсты — нам или ушедшим в вечность душам?