Запомнить меня

Любить и беречь природу учат дошкольников в МАДОУ № 38

Воспитатель МАДОУ № 38 Людмила Юльевна Абеленцева в весенние дни проводит индивидуальные занятия по изодеятельности. Одна из ее воспитанниц рисует с натуры цветущую вишню
Любить и беречь природу учат дошкольников в МАДОУ № 38

Любовь к природе, как и к Родине, нужно прививать с детства. Поэтому в МАДОУ № 38 поселка Кубанского этому направлению работы уделяют самое пристальное внимание. Причем  экологическое воспитание в этом дошкольном образовательном учреждении неразрывно связано с кубановедением.

Как именно ведется данная работа, мы узнали, посетив детский сад. С проводимыми здесь мероприятиями по экологическому воспитанию нас ознакомила заведующая  МАДОУ № 38 Виктория Николаевна Козак.

Макет кубанского подворья знакомит ребят с его обитателями

Макет кубанского подворья знакомит ребят с его обитателями

Мы – кубанцы

– В первую очередь, – подчеркнула руководитель, – мы ставим задачу привить детям бережное отношение к природе родного края, того поселка, той улицы, где они живут. В нашем детском саду экологическая работа находит яркое отражение в реализации парциальной программы «Мы — кубанцы».

Во второй половине дня в средней и подготовительной группах проходит «Кубанский час». На занятиях ребята изучают окружающий их мир, сезонные особенности природы родного края, знакомятся с кубанским подворьем, его обитателями, а также яркими представителями флоры и фауны поселка Кубанского и в целом нашего района.

Еще одна форма работы по экологическому воспитанию — туристические походы. Дети совершают путешествия по  экологическим тропам детского сада, вместе с воспитателями устраивают пикники на лоне природы. Летом особенно приятно укрыться в прохладной тени деревьев, перекусить на свежем воздухе фруктами из собственного сада и, созерцая красоту окружающей природы, поговорить на тему бережного к ней отношения.

Любят также ребята ходить на экскурсии. Прогуливаясь по парку родного поселка, дошкольники любуются одной из главных его достопримечательностей — аллеей из голубых елей. В парковой зоне Ровненского элеватора юных туристов встречают насаждения берез и лип. А возвращаясь в свой любимый детский сад, воспитанники попадают в объятия кленовой, липовой и сиреневой аллей. Дополняют групповые композиции декоративных деревьев кудрявые рябины, белоствольные березки, благородные ели. Мы стараемся гармонично сочетать лиственные и хвойные,  декоративные и  плодовые, однолетние и многолетние растения.

Кроме этого, дети учатся заботиться о своих домашних питомцах. Воспитанники среднего дошкольного возраста могут приносить на занятия котят, щенков и знакомить других ребят со своими семейными любимцами, рассказывать об их повадках.

В работе по экологическому воспитанию участвуют все педагогические работники, включая музыкального руководителя. Ребята  разучивают песни о природе, любви к родному краю.

Непременный атрибут празднования яблочного Спаса в детском саду —  плоды собственного урожая

Непременный атрибут празднования яблочного Спаса в детском саду — плоды собственного урожая

На любой вкус и цвет

Бывая в МАДОУ № 38, мы всякий раз подмечаем привлекательный и ухоженный вид  территории детского сада. В каждом уголке чувствуется  забота работников ДОУ о надлежащем состоянии уличных площадок и природных зон.   

Уютный двор дошкольного учреждения изобилует всевозможными культурными растениями, традиционными для нашей местности. Удачно подобрано сочетание деревьев, кустарников и цветов. Все участки украшают  клумбы, закрепленные за каждым сотрудником ДОУ. Декоративное озеленение территории имеет важное значение не только в благоустройстве  детского сада, но и в эстетическом и экологическом воспитании подрастающего поколения.

– Дети должны осознавать, что растения являются неотъемлемой частью природной среды, – продолжает заведующая. – Благодаря им мы создаем красоту  в детском саду, на улице, во дворе своего дома, в родном поселке. Главными критериями в выборе растений для нас являются их оздоровительные, функциональные и декоративные свойства.

Беседуя с детьми, рассказываем, что озеленение насыщает воздух кислородом, защищает от шума и пыли. Объясняем, что нельзя загрязнять окружающую среду, мусорить, причинять вред природе.

Конечно, с приходом зимы природа погружается в сон, и вместе с ней дремлет красота наших зеленых насаждений. Но как только наступают теплые дни, всё преображается, оживает, деревья салютуют весне своим великолепным цветением, радуя детей и взрослых яркими красками.

Юные садоводы-огородники получают первоначальные навыки  работы на приусадебном участке

Юные садоводы-огородники получают первоначальные навыки работы на приусадебном участке

Во саду ли, в огороде...

Подробнее Виктория Николаевна остановилась на садовом участке.

– В 2000 году в МАДОУ № 38 заложили фруктовый сад, – рассказала она. – В добром соседстве растут яблоня, алыча, вишня, слива, груша. Все плодовые деревья отличаются сортовым многообразием.  Под руководством педагогов воспитанники проводят наблюдения за садом в разное время года, во время прогулок изучают календарные изменения, происходящие в жизни растений.

Такая форма работы, помимо экологического воспитания, способствует познавательному развитию дошкольников.

А какая красота стоит в саду весной! Хоть картины пиши с натуры. Впрочем, воспитатели не упускают этот момент. Прямо на природе, под пышными кронами цветущих деревьев,  они проводят занятия по изобразительной деятельности.

Но больше всего, конечно, дети любят время сбора урожая. Как начинается плодовая страда, в ДОУ проходят дни черешни, вишенки и т. д. Также для нашего дошкольного учреждения, воспитывающего подрастающее поколение на казачьих и православных традициях, непременно празднование яблочного Спаса. Обязательным атрибутом на празднике являются наливные яблочки собственного урожая.

Помимо фруктовых деревьев, садовый участок включает виноградник и ягодник. В коллекции кустарников – черная и красная смородина, малина, крыжовник, плоды которых содержат массу витаминов и являются любимым лакомством детворы.

А еще, – добавляет заведующая, – в целях экологического воспитания на территории ДОУ есть участок, на котором произрастают лекарственные растения, распространенные повсеместно в нашем районе. В ходе занятий в подготовительной группе педагоги знакомят ребят с лечебными свойствами пастушьей сумки, мать-и-мачехи, календулы, подорожника, одуванчика.

Есть на территории детского сада и свой огород. Выполняя посильную работу на приусадебном участке, дошкольники получают трудовые навыки, осваивают азы выращивания овощей, культивируемых на Кубани, учатся любить землю. Под присмотром воспитателей ребята высаживают лук, фасоль, горох, капусту, томаты, огурцы, зелень. В ответ на заботу о растениях овощные грядки одаривают юных огородников богатым урожаем.

Практические занятия вкупе с наблюдениями за природой способствуют более эффективному усвоению дошкольниками знаний об окружающем мире, формированию любви к родному краю и умения созерцать прекрасное.

Фото А. Толстых
и мадоу № 38.

Joomla SEF URLs by Artio