Запомнить меня

Одинокую старость никто не отменял

Одинокую старость никто не отменял

В это утро меня «принимают» на работу в центр социального обслуживания «Кордон» на должность социального работника. Сотрудники центра сразу предупреждают: будет нелегко!

- Ничего, - отвечаю, - справлюсь! Что ж, я полы ни разу не мыла или еду не готовила?!

- Ну, в таком случае желаем удачи! - говорят они и знакомят с наставником, одним из опытных социальных работников Людмилой Борисовной Ерохиной.

- Ну что, готова? - спрашивает она. - Тогда – в путь! Вот, держи перчатки, в работе пригодятся...

Никто, кроме нас...

Мы идем по одной из улиц станицы Новопокровской по первому адресу, где соцработник должен сегодня выполнить ряд обязанностей. Я с энтузиазмом расспрашиваю наставницу о предстоящей работе: что будем делать, сколько времени отводится на выполнение услуг, как встречают клиенты и многом другом.

- Я в этой профессии уже десять лет, - рассказывает Людмила Борисовна. - И скажу вам честно, выполнить физическую работу иногда даже легче, чем каждый день видеть в глазах своих подопечных напоминание о собственном бессилии и одиночестве. Поэтому социальный работник для многих стариков – это лучик света и надежды, который помогает справляться с чередой однообразных и одиноких дней. Знаете, как многие ждут соцработника! Ведь никто, кроме нас, не придет к ним, не спросит, как здоровье, не поможет выполнить элементарную работу по дому, не выслушает очередное воспоминание о молодости, жалобы на то, что их бросили дети (и такое бывает, к сожалению).

Пока Людмила Борисовна это рассказывала, мы незаметно подошли к дому первого клиента.

«Привет, милейшая!»

Поднимаемся на второй этаж. В двухкомнатной квартире живет ветеран Великой Отечественной войны 87-летний Олег Григорьевич Любимов.

- Привет, милейшая! - говорит он, открывая двери. - Я тебя ждал!

Позитивное настроение дедульки поднимает и мне боевой дух. Мы представляемся, и он любезно приглашает в свою обитель.

- Это кто наследил в коридоре? - строго спрашивает «милейшая».

- Людочка, это друг ко мне вчера заходил. Не ругайся. Он только свежие газеты принес.

Свидетельства об этом визите действительно были повсюду. Вчерашние газеты замечаю и на кухне (они разложены на столе, подоконнике, холодильнике), в зале ими буквально устлан диван.

- Любите читать? - спрашиваю дедушку.

- Очень. В киосках беру сразу пачками, а потом вечерами читаю. Что еще делать одинокому старику? Вот, спасибо, Людочка приходит. Хоть какое-то общение. А вы кем будете?

Я удивленно смотрю на свою наставницу. Вроде бы представлялись, а он снова спрашивает.

- Не обращай внимания. Он уже забыл о знакомстве. Да и число сегодняшнее или день недели вряд ли тебе скажет. А ну-ка, помоги мне, коллега, - уже с улыбкой добавляет  Людмила Борисовна.

Она идет убираться на кухню, мне поручает вымыть полы в комнатах. И я добросовестно приступаю к работе. От меня ни на шаг не отступает ветеран. Он рассказывает о боевом пути,  сослуживцах. Да так точно все обрисовывает, как будто вчера было. Я участливо слушаю и одновременно намываю полы. Тут Олег Григорьевич на мгновение пропадает из виду и появляется уже с фотоальбомом. И все начинается сначала.

«Как избирательна память, - думаю я. - Человек, который скоро отметит 90-летие, не помнит день недели, но так прочно засели в его голове события военного времени. На желтых фотографиях изображен молодой офицер. Знал ли он, что его ждет одинокая старость? Вряд ли. Но так распорядилась судьба...».

С такими мыслями я домывала полы в квартире ветерана. А он все вспоминал, вспоминал...

Вторым моим заданием было помыть окна. Приступаю. Пока Олег Григорьевич объясняет Людмиле Борисовне, почему такая черная кастрюля, которую она чистит, я нахожусь в комнате одна. С каждым движением руки стекло становится чище, за окном осеннее солнышко светит ярче. Желтая листва с деревьев почти осыпалась. Скоро наступит зима, и природа замрет надолго. «Все, как в жизни, - думаю я, натирая машинально стекло газетой. - Теплую весну сменяет жаркое лето, потом наступает спокойная осень, а за ней и зима...».

От этих мыслей отвлекает наш ветеран. Он несет книги.

- Я тебе сейчас покажу, что читаю! - говорит он с гордостью то ли за себя, то ли за свое увлечение.

Минут 20 мы листаем страницы военных энциклопедий, книги «Маршал Жуков», исторических романов. Все это сопровождается рассказами Олега Григорьевича.

Так незаметно прошли два часа, отведенные нормой на обслуживание клиента. Людмила Борисовна собирает квитанции на коммунальные услуги, чтобы по дороге оплатить счета, пишет список необходимых покупок. И мы уходим.

Щелчок ключа, и дверь за нами закрывается. У ветерана впереди 48 часов одиночества. Но он знает, что его Людочка придет обязательно, а пока он начнет в четвертый раз перечитывать «Маршала Жукова», чтобы через два дня снова пересказать «милейшей». А она опять будет слушать, как в первый раз, улыбаться и добросовестно выполнять свою работу.

Желание клиента – закон

Мы снова в пути. Пока идем к другому клиенту, Людмила Борисовна продолжает отвечать на мои вопросы о ее работе.

- Клиенты бывают разные, - говорит она. - Как и у каждого человека, у них есть свои слабости, пристрастия, порядки. Поэтому социальный работник должен быть всегда готов к этому.

- То есть вы, как универсальные солдаты?

- Может быть. Поначалу очень тяжело, потом привыкаешь. У меня шесть человек, которых я обслуживаю уже по нескольку лет. Знаю их характеры и потребности, кулинарные пристрастия. Кстати, сегодня ты печешь оладьи.

Вот мы и подошли к дому подопечной.

Валентина Андреевна уже несколько лет живет одна. Она – полная противоположность нашему первому знакомому ветерану. В доме все расставлено по полочкам, ничего лишнего. Встретила нас дежурной фразой: «Здравствуйте». И никаких эмоций.

Мы разулись, заходим в дом. На пороге стоит Валентина Андреевна с охапкой постельного белья.

- Людочка, это тебе сегодня погладить надо. И про оладьи не забыла?

Мы с Людмилой Борисовной идем на маленькую кухоньку.

- Ты пеки оладушки, а я пока белье поглажу. Только смотри, Валентина Андреевна любит, чтобы они не жирные  и не сухие были. Поэтому масла много на сковороду не лей.

Желание клиента – закон. Получив наказ, стараюсь добросовестно выполнить поручение. Казалось бы, чего проще – испечь оладушки! Но чужая обстановка на кухне, другая посуда и прочие «мелочи» не позволяют «развернуться» кулинарным способностям. Признаюсь: я была словно на экзамене. А Валентина Андреевна, как экзаменатор, все время рядом. Жарили оладьи в тишине. 

Точно так же убирали с Людмилой Борисовной в доме. Комнату наполнял только звук работающего пылесоса. Часа через полтора мы справились. Можно и идти.

- Людочка, еще бы листья опавшие во дворе вымести, - говорит клиентка.

И мы идем мести листья. Молча. Только дворняга Мухтар приветствует нас своим лаем и весело виляет хвостом.

Убрав листву, прощаемся.

Возвращаемся молча. 

- Ну что, пошла бы в соцработники? – спрашивает, наконец, Людмила Борисовна. А сама уже заранее знает ответ. И тут же успокаивает: - Все люди разные. Большинство клиентов относятся ко мне как к родной, искренне радуясь каждому приходу. Но помогать надо всем. Потому что никто, кроме нас, этого не сделает, да и одинокой старости никто не отменял...

Фото А. Толстых.

Joomla SEF URLs by Artio