Как любой хозяйке мне всегда хотелось удивлять домашних вкусными и красиво оформленными блюдами. Но если научиться готовить можно по кулинарным книгам, то с оформлением – сложнее.
«Вот бы поучиться у профессионального повара!» - всегда думаю я в процессе подготовки праздничных блюд. - «Так красиво накрыть стол, чтобы родные и друзья ахнули!».
И вот такая возможность мне предоставилась. Единственное образовательное учреждение в нашем районе, где можно получить «вкусную» профессию, – ПУ-71.
Предварительно созвонившись с директором училища А.А. Лаптевым, объяснила, что хочу поучиться и узнать секреты мастерства украшения блюд.
- Вам повезло, - обрадовал он меня. - Завтра выпускная группа сдает модуль по салатам и холодным закускам. Так что милости просим.
И вот я переступила порог учебной лаборатории, где проходят практические занятия учащихся. Ребята в белой и синей спецодежде «колдуют» у столов. Учащиеся что-то нарезают, укладывают на блюда, обжаривают, отваривают, вырезают.
На зов то одного, то другого поваренка отзывается мастер производственного обучения Галина Николаевна Ткачева.
Она отвечает на вопросы, подсказывает ребятам.
Улучив свободную минутку, мастер подходит ко мне:
- Меня предупредили, что сегодня группа пополнится новой «ученицей». Сразу хочу сказать: работа повара – занятие не из легких. Приходится трудиться в горячем цеху, переносить тяжелые кастрюли. Хотя и положительных моментов здесь немало: можно проявлять фантазию, экспериментировать, а если любишь готовить, то работа – одно удовольствие. Вот вам рабочая одежда, головной убор, и не будем терять времени – приступим к обучению.
Тщательно вымыв руки, я нерешительно подошла к освободившемуся месту у одного из столов.
- Это главные орудия труда, которые нам необходимы, чтобы украшать блюда, - говорит Галина Николаевна, вручая мне нож и разделочную доску.
Тем временем учащиеся, не обращая на меня внимания, продолжают работу. Кто-то готовит слоеный салат, кто-то – форшмак, кто-то делает овощную нарезку.
Решаю пообщаться с юными поварами. Подхожу к Виктории Довбаш. Она завершает задание – слоеный салат. Рядом, не отставая от подруги, Яна Баева готовит винегрет с сельдью.
- Сейчас украшать будем, - делятся со мной девушки.
- Вы, наверное, из любого продукта уже можете сделать украшение для салата? - спрашиваю.
- Галина Николаевна нас многому научила. Но главное, что она настоятельно повторяла и повторяет до сих пор: украшать салаты и закуски нужно только теми продуктами, которые входят в состав блюда.
Девчонки приступают к работе, а я подхожу к Артуру Клименко. Кстати, в группе учатся семь юношей.
- Артур, почему выбрал именно эту профессию? - интересуюсь у него.
- Изучил список самых востребованных в нашем крае специальностей и решил стать поваром. В будущем планирую повысить квалификацию, чтобы устроиться на хорошую работу.
- Что ты сейчас готовишь?
- Закусочные рулеты из сельди.
- Научишь? - напрашиваюсь.
- С удовольствием! Берете филе сельди, посыпаете специями, на один край кладете порезанный полукольцами репчатый лук, посыпаете зеленью и скручиваете в рулетик. Вот и все. Осталось только красиво выложить на блюдо с салатными листьями. Теперь сами пробуйте.
Легко справляюсь с заданием, чем вызываю одобрение «учителя».
В это время меня подзывает Галина Николаевна и раскладывает на столе «учебный набор» продуктов: огуречные хвостики, первые колечки помидоров, яблоко, сосиску, морковь и лук.
Видимо, мое лицо выражало такое недоумение, что мастер поспешила ответить на немой вопрос:
- Не думайте, мне не жалко продуктов. Дело в том, что у профессионалов даже отходов никогда не остается. Хозяйки что делают с этими обрезками? Правильно! Выбрасывают. А я вас научу, как из этого сделать украшения для салатов. Смотрите...
Мастер кладет огуречный обрезок на разделочную доску и ножом делает продольные разрезы, не доходя до края. При этом Галина Николаевна поясняет:
- Нож должен быть очень острым. Разрезы делаем под углом 45 градусов. А теперь надавливаем на основание и у нас получается «лапка». Это простейшее украшение. Попробуйте самостоятельно сделать.
Пока преподаватель отвлекается, чтобы ответить на вопросы учащихся, я пытаюсь воспроизвести увиденное. Первая «лапка» (по мнению Г.Н. Ткачевой это делается просто) не удалась. Мастер, видя мои тщетные попытки, поясняет:
- Вы неправильно делаете разрезы. Она не раскроется, если ставить нож под прямым углом.
Со второй попытки «лапка» близка к тому, чтобы стать украшением. Ничего, думаю, стоит только руку набить.
- Их, - продолжает обучение Галина Николаевна, - можно делать из всего. Так же режем помидор, сосиску.
Из-под ножа мастерицы «лапки» выходят как с конвейера: аккуратные, «многопальцевые» и одинаковые по размеру.
- Теперь попробуем сделать овощную розу – замечательное и несложное украшение блюда. - И вновь берет в руки помидор. - Цветы можно делать и из огурца, и из колбасных изделий. Разрезаем помидор пополам, а потом поперек нарезаем тоненькими пластинками. Первую скручиваем рулетиком – это сердцевина. Следующую приставляем к нашей серединке, затем другую – по методу «кирпичной кладки».
Итог – ярко-красная роза с множеством лепестков. Если бы не видела, как это делается, решила бы, что процесс длительный и кропотливый. Пробую сама...
Печально, но серединка у помидорной пластинки вываливается, оставаясь на скрюченных пальцах. Ну, нет, так просто я не сдамся! Раз за разом делая попытки, получаю отдаленно напоминающую цветок конструкцию. Ребята, искоса поглядывая на мое «творение», улыбаются.
- Попробуйте сделать цветок из сосиски, - глядя на мои старания, советует наставница. - Повторите те же самые действия.
Снова попытка... Но пластинки такие маленькие, что их трудно удержать в руках. На ум приходит поговорка про танцора... Хотя это «произведение искусства» выглядит более похожим на розу.
- Молодец! - заслуживаю похвалу. - А еще замечательные ромашки можно сделать из моркови. Для этого берем целую морковь и делаем на ней продольные бороздки. А потом тонкими пластинами нарезаем, и в серединку – капельку майонеза.
...Пока я старательно выполняла указания Галины Николаевны, ребята закончили выполнять задания и начали выставлять их на столы для оценки комиссии. Они с волнением ожидали вердикта судейской коллегии, а я, поблагодарив за познавательный урок, попрощалась с мастером.
- Жаль, что вы не приехали, когда учащиеся сдавали модуль по кулинарии и кондитерским изделиям, - сказала Г.Н. Ткачева. - Посмотрели бы, какое творчество проявляют наши ученики.
...Дорога домой показалась короткой, потому что все мысли были о том, какими красивыми теперь станут мои праздничные блюда.
Фото А. Толстых.