Как земляк участвовал в спасении экипажа
атомной подводной лодки К-19
Еще в юном возрасте он твердо решил связать свою жизнь с флотом. Мечта осуществилась. А по прошествии еще нескольких лет судьба молодого офицера тесно пересеклась с судьбой первой советской атомной подводной лодки К-19 и ее экипажа.
С ним пошли добровольцы
Вячеслав Викторович Кондрашов родился в январе 1948 года в станице Калниболотской. После окончания школы № 5 в 1964-м поступил в Черноморское высшее военно-морское училище им. П.С. Нахимова. Его отец, майор Советской армии, обратился к главкому ВМФ за разрешением допустить сына к вступительным экзаменам в 16 лет. Решение приняли положительное.
В сентябре 1969-го лейтенант Кондрашов начал службу на противолодочном корабле «Вице-адмирал Дрозд» Краснознаменного Северного флота. За три года он стал лучшим вахтенным офицером, дежурным по кораблю, ракетчиком. У матросов и командования пользовался авторитетом и доверием. И именно старший лейтенант Кондрашов с подачи командира корабля, по приказу заместителя главкома ВМФ адмирала В. Касатонова возглавил спасательную партию, которую высадят на аварийную ракетную атомную подводную лодку К-19, прозванную на тот момент «Хиросимой». С Вячеславом пойдут только добровольцы.
Первый советский атомный подводный крейсер стратегического назначения проекта 658 заложен 17 октября 1958 года в городе Северодвинске. Контроль за строительством и вводом его в эксплуатацию осуществлял лично глава страны Н.С. Хрущёв.
Эта подводная лодка за 30 лет эксплуатации перенесла все виды аварий, которые только могут быть на корабле.
24 февраля 1972 года на борту лодки в акватории Северной Атлантики произошла новая страшная авария. В девятом отсеке возник объемный пожар со взрывом, разгерметизировавший трубопровод высокого давления, и раздутый огромным давлением воздуха огненный свищ веретенного масла, сметая все на своем пути, начал «гулять» по кораблю.
Огромными усилиями и с человеческими жертвами удалось заглушить оба атомных реактора.
Обитаемыми отсеками остались первый и частично второй. В десятом оказались замурованными 12 человек. Лодка всплыла на поверхность, где неистовствовал ураган. То корма, то нос с выгоревшими отсеками и обгоревшими 28 телами «взлетали» на 15-20 метров вверх, а затем падали в разрывы волн. В лодке с загазованными отсеками царила полная темнота, температура не превышала 3 градуса.
В одной связке работали матросы и офицеры
Первыми обнаружили всплывшую аварийную АПЛ К-19 американские летчики противолодочной авиации.
Они и «навели» соединения своих кораблей к месту аварии. Американские моряки сразу поняли, в какой ситуации оказались советские подводники.
«Холодная война» была в самом разгаре, противостояние двух полярных систем достигло на тот момент своего апогея. Но первыми на помощь пришли американцы. Внезапно прекратились морские маневры и тренировочные полеты самолетов НАТО.
Окружив аварийную подлодку и сменяя друг друга попарно, американские фрегаты, эсминцы, корветы и крейсера ходили вокруг К-19, принимая на себя накатывающиеся валуны волн. Корабли с аварийным креном «валились» с одного борта на другой. Но экипажу К-19 стало легче, страшная болтанка прекратилась. Так продолжалось несколько суток, пока не подошли наши корабли.
Вертолеты с американских кораблей при ураганном ветре начали опускать прямо в ходовую рубку лодки продукты, теплую одежду, фонари. Измученные углекислым газом, холодом, голодом подводники, приняв горячую пищу, переодевшись, почувствовали, что могут продержаться до прихода своих кораблей.
Первым к месту аварии подошел БПК «Вице-адмирал Дрозд», вертолетчики которого продолжили доставку на лодку пищи, одежды и забрали с нее особо нуждающихся в медицинской помощи подводников.
С приходом к месту аварии крейсера Черноморского флота «Ленинград» стало намного легче, когда он своим огромным корпусом стал защищать К-19 от набегающих волн. Теперь можно было снимать с помощью вертолетов оставшийся на лодке, измученный до предела экипаж.
Аварийная группа, возглавляемая Вячеславом Викторовичем Кондрашовым, приступила к исполнению задания. Когда группа уже находилась на лодке, при заводке стального троса для буксировки часть заведенной бухты троса сорвалась с рубки и ушла в воду. Выбрать ее не хватало сил, а отпускать было нельзя – большая бухта троса, разматываясь, смела бы всех на своем пути. Лица моряков, держащих трос, от перенапряжения налились кровью.
Кондрашов принял решение мгновенно: с помощью торпедопогрузочной лебедки моряки закрепили трос и продолжили буксировку.
Много было еще опасных моментов, в которых участвовали люди Кондрашова, но каждый из них рассчитывал на помощь товарища, и тот не подводил. В одной связке работали матросы, старшины, мичманы и офицеры.
В те тяжелые дни все думали лишь о том, как сохранить корабль и не потерять людей. С этой задачей успешно справились командир подлодки капитан 2-го ранга В. Кулибаба, командир буксира БЧ-5 Р. Миняев, старпом Е. Весёлов и командир аварийной партии В. Кондрашов.
23 дня темноты
Постепенно шторм начал стихать, и буксировка лодки пошла быстрее. Американские и английские корабли стали в голову строя, подняли сигнал «Не могу уступить дорогу!» и разгоняли идущие навстречу танкеры, сухогрузы и рыболовецкие суда. Через 23 суток при хорошей погоде адмирал В. Касатонов принял решение об эвакуации «узников» 10-го отсека. Аварийная партия Кондрашова в спецэкипировке с инструментами и фонарями пробилась к 10-му отсеку, пройдя неимоверно трудный путь по темным отсекам корабля, заваленным механизмами, приборами и трупами погибших моряков.
На 23 сутки люди в 10-м отсеке услышали стук и голоса за переборкой. Не скрывая слез радости, моряки бросились открывать люк, который оказался приваренным вследствие пожара со стороны 9-го отсека.
С помощью аварийных инструментов люк вскрыли, людям завязали глаза, чтоб не ослепли. Затем их вынесли в 1-й отсек, где отогрели, напоили и переправили на БКП «Вице-адмирал Дрозд», который взял курс на Североморск. Подводная лодка К-19, буксируемая двумя буксирами, охраняемая эскортом из 15 боевых кораблей, с американскими и английскими фрегатами во главе строя, со скоростью 4–6 узлов двигалась к родным берегам. С подходом к советским территориальным водам американцы и англичане с прощальными гудками и салютом прошлись вдоль строя наших кораблей. Потенциальные враги по достоинству оценили беспримерное мужество русских подводников.
Орден за подвиг
Спустя две недели К-19 ошвартовалась в бухте Окольной возле Североморска, и ее передали во власть высоких комиссий. Прибывший экипаж подлодки на причале встречал командующий Северным флотом адмирал С. Лобов. 1 апреля аварийная партия Кондрашова начала извлекать погибших из 7-го, 8-го и 9-го отсеков лодки. Помещения АПЛ представляли страшное зрелище. Тела погибших выносили в брезентовых мешках через люк 9-го отсека на пирс, где происходило их опознание и переодевание в новую форму. Через 5 дней братская могила в городе Полярном приняла погибших.
После разбирательства командира подлодки капитана 2-го ранга В. Кулибабу, который всю спасательную операцию не сходил с мостика аварийной «Хиросимы», наградят орденом Красного Знамени. Нашего земляка, командира аварийной партии В. Кондрашова – орденом Красной Звезды. Героическое отличие в критической ситуации послужило дальнейшему служебному росту морского офицера. Вячеслав Викторович прошел все ступени корабельной службы: был помощником командира корабля, старшим помощником, окончил офицерские классы, академию, стал командиром корабля 1-го ранга, командиром соединения кораблей, служил военно-морским советником в одной из африканских стран.
Напряженная многолетняя служба в открытом море не дала Вячеславу Викторовичу Кондрашову прожить долгую жизнь. Вскоре после ухода в отставку его жизнь оборвалась, но подвиг по спасению атомной подлодки остался навечно в нашей памяти. С признательностью вспоминаем передавшую в музей документы мать В. Кондрашова, Лидию Андреевну Полякову, проработавшую около полувека регистратором поликлиники станицы Калниболотской.
В. Нестерец, заведующий музеем станицы Калниболотской.