Запомнить меня

Многоходовка от мошенников вгоняет новопокровчан в долги

Многоходовка от мошенников вгоняет новопокровчан в долги
Финансовая грамотность

Можно ли рассчитывать на полный возврат похищенных средств?

Новопокровчане теряют миллионы рублей, доверившись «сотовым операторам», «сотрудникам банков» и «ФСБ». С 25 июля банки будут обязаны проверять все денежные переводы клиентов и в течение 30 дней возвращать деньги, украденные мошенниками. Разбираемся, как земляки попадают в ловушку и как нововведение спасет доверчивых россиян от многомиллионных долгов.

Берут на испуг

Только в июне отдел МВД России по Новопокровскому району опубликовал две информации о пострадавших от мошенников жителях муниципалитета.
Сначала «влип» в историю 58-летний Андрей (имя изменено). Под предлогом продления срока действия абонентского номера ему позвонили мошенники. Казалось бы, что информации об этой схеме уже достаточно и в печатных СМИ, и в электронных. Звучит она в радио- и телеэфирах. Но нет, Андрей принял обращение за чистую монету. В итоге лишился 450 тысяч рублей, оформив на себя кредит, а затем перевел средства на неизвестный банковский счет. И только спустя время мужчина понял, что его обманули, и обратился в полицию.
Вторая июньская история – как под копирку. 48-летнему жителю Новопокровского района Олегу (имя изменено) поочередно звонили лжесотрудники сотового оператора, портала «Госуслуги» и банка, поэтапно выманивая персональные данные. Завершил преступную схему псевдосотрудник ФСБ, который обвинил мужчину в госизмене.
– Первый звонок от оператора сотовой связи у меня не вызвал подозрений, – рассказывает Олег. – Прозвучала дежурная фраза о продлении услуг. Ну я и продлил. А вместе со своим согласием отправил и какие-то коды, которые пришли мне на телефон.
Через время снова звонок с неизвестного номера. Приятный голос в трубке сообщал, что меня взломали на «Госуслугах». В прямом режиме женщина предложила восстановить личный кабинет, я согласился. Конечно, при этом ничего не проверял, верил только словам.
А дальше началось самое интересное. Я попал в какой-то водоворот, который меня все глубже засасывал. Мне поступил звонок от майора ФСБ! И он в лоб сообщил, что меня подозревают в госизмене! Якобы я пересылаю деньги на Украину. Конечно, я испугался. И мне сразу предложили сотрудничество с условием, что операция секретная: ни жена, ни правоохранительные органы не должны знать о нашем общении.
Олег, переживая повторно те эмоции, тяжело вздыхает. А потом продолжает:
– После со мной связался якобы сотрудник банка из Москвы, ведущий специалист, который будет вести мое дело. И все. Поехал я брать кредиты… Когда взял кредиты в трех банках на сумму два миллиона рублей, мне сообщили, к какому банкомату подъехать. Я положил деньги на указанный якобы резервный счет, полагая, что так погасил свои долги. При этом мне приходили на телефон видео-
отчеты об этом… Но получилось, что я по собственной глупости попал на удочку мошенников.

Как будет действовать закон?

Корреспондент «СГ» постарался разобраться в этом вопросе. В сотрудничестве с пресс-службой Банка России подготовили ответы.
24 июля 2024 года вступает в силу закон, который повышает ответственность банков за переводы на счета мошенников. В документе определены случаи, при которых банки должны приостановить переводы на счета, связанные с аферистами. Если кредитная организация нарушит эти правила, то сама возместит ущерб пострадавшему клиенту.
Предусмотрена в законе и такая ситуация: если по истечении двух дней клиент не меняет решение и настаивает на переводе на подозрительный счет, банк будет обязан совершить операцию. В этом случае похищенные средства жертва уже не вернет.

Время на подготовку

Закон приняли в июле прошлого года. Почему так много времени дано на вступление в силу?
Банкам нужно было дать время на подготовку и донастройку своих бизнес-процессов. У кредитных учреждений и до этого работали свои системы для противодействия мошенникам, банки проводят киберучения, отслеживают тренды и схемы мошенников, чтобы оперативно отреагировать на атаки. Все эти системы позволили в первом квартале этого года отразить почти 14 млн попыток похитить деньги у клиентов и предотвратить хищения на 2 триллиона рублей.

Необходимость назрела

Злоумышленники стали более персонально подходить к обману своих жертв. Они собирают информацию точечно об отдельном человеке и используют ее в разговоре, тем самым усыпляя бдительность.
Кроме того, мошенники перешли на многоходовые схемы. Когда сначала звонит якобы сотрудник Министерства внутренних дел, потом «работник» Следственного комитета или лжесотрудник Банка России. Злоумышленники поочередно держат человека «на крючке» иногда в течение нескольких суток, дают «инструкции», иногда запугивают, что он является свидетелем по уголовному делу и никому не должен рассказывать о разговоре. Самое страшное, когда жертву убеждают взять кредит.
Ущерб от подобных действий мошенников достиг рекордных масштабов. Точнее, антирекордных. В прошлом году аферисты украли у россиян почти 16 млрд рублей, это самая большая сумма за всю историю наблюдений. В первом квартале нынешнего года мошенники обогатились на 4,3 млрд рублей. Это на 6,3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, но все равно сумма огромная.
При этом процент возврата похищенных денег пока еще остается невысоким (8,7% в 2023 году), хотя он и вырос в сравнении с прошлыми годами. Уже летом благодаря новому закону ситуация начнет меняться в лучшую сторону, считают в Центробанке.

А что будет, если..?

Что будет, если человек лишился денег 23 июля? До вступления закона в силу действуют стандартные правила: если человек самостоятельно перевел деньги мошенникам, сообщил данные своей карты или продиктовал пароль из смс, деньги ему не вернут. Так как он нарушил требования безопасности и разгласил свои секретные данные.
Если же списание денег с карты произошло без ведома человека, он может отстоять свои права. Но действовать нужно быстро: сразу же сообщить в банк о переводе, заблокировать карту и написать заявление о несогласии с операцией не позднее следующего дня. Также необходимо подать заявление в полицию о краже денег.

Учим уловки

Могут ли наши читатели, клиенты банков и других финансовых учреждений помочь в борьбе с мошенниками?
Многие жители нашего края уже выучили уловки мошенников и делятся  опытом с родственниками, коллегами, друзьями, в соцсетях. Это нужно делать, потому что именно личный опыт другого человека запоминается больше всего.
Если так случилось, что у человека похитили деньги или, наоборот, он раскусил мошенников, нужно сообщить в свой банк информацию об аферистах: реквизиты карт и счетов, номер телефона. Сейчас это можно делать не только по горячей линии, но и в мобильном приложении. Эта информация попадает в базу данных, помогает расширить ее и более эффективно бороться с преступниками. Ведь чем больше данных мошенников в базе данных, тем чаще их будут блокировать.
Будьте бдительны и не дайте мошенникам обмануть вас!

В тему

В прошлом году аферисты украли у россиян почти 16 млрд рублей, это самая большая сумма за всю историю наблюдений.

Комментарий

Инициатором закона выступил Банк России.

Как будет работать механизм возврата, рассказал
Николай Курилов, заместитель начальника Южного ГУ Банка России:
– У Банка России есть специальная база данных, которая содержит информацию о мошеннических счетах. Сведения из этой базы направляются во все банки. Новый механизм будет действовать так: при переводе денег на подозрительный счет из нашей базы банк должен будет на два дня приостановить операцию и уведомить об этом клиента. То есть у человека будет время одуматься и отказаться от перевода злоумышленникам. Если защитная система банка не распознала мошеннический счет из нашей базы и перевела на него деньги, кредитной организации придется возместить клиенту похищенные деньги в течение 30 дней.

Важно знать

Полиция Кубани предупреждает: НИКОМУ и НИКОГДА НЕ СООБЩАЙТЕ персональные данные и коды, которые приходят вам на телефон!
Помните, что мошенники часто играют на доверии и спешке. Они создают ощущение срочности, чтобы вы не успели задуматься о ситуации.
Никогда не переводите деньги по просьбе, даже если она исходит от знакомого, без предварительной проверки.
Не делитесь конфиденциальной информацией, такой как номера банковских карт или пароли, с незнакомыми людьми.
Как защитить себя от мошенников:
– используйте двухфакторную аутентификацию для своего аккаунта в мессенджере;
– не переходите по подозрительным ссылкам, которые вам присылают в сообщениях;
– не скачивайте приложения из ненадежных источников;
– не открывайте файлы, полученные от незнакомых людей;
– регулярно обновляйте свой телефон и приложения до актуальных версий.

Joomla SEF URLs by Artio