О «продовольственной безопасности», ослице Люсе и просто хороших людях
Попробовать дагестанский урбеч, выпить чаю из русского самовара, «поговорить» с ослицей Люсей, которая приехала в салоне легкового автомобиля из Дагестана, узнать рецепт маринованных огурцов по-аварски можно в маленьком кубанском поселке Южном.
Председатель ТОС Эмма Мартьянова – давний друг редакции «СГ». Она одна из самых позитивных общественников района. Когда договаривались о встрече, Эмма пообещала: без интересного материала не уедете.
Эмма ждет нас у школы, в тени роскошных елок. В ООШ № 18 детвора учится до 9 класса. Небольшой и уютный дворик учебного заведения сейчас пустует. Каникулы!
– С сентября здесь будет настоящий улей, – говорит Эмма, приглашая идти за ней.
Идем по главной улице с громким названием Шоссейная.
Сворачиваем на улочку поменьше. У каждого дома благоухают цветники. А через дорогу раскинулись огороды, которым конца-края не видно. Кабачки, чеснок, картофель, фасоль… Гектары заняты будущим урожаем. Для жителей села огороды – это и работа, и доход, и корм для домашней живности, и, как заметила одна южанка, «продовольственная безопасность» на ближайшую зиму.
– Пришли, – говорит Эмма, открывая калитку уютного дворика. – Севдочка, это мы!
Севда Вивтоненко и ее супруг Алексей хлопочут у самовара.
– Вот и закипел, – сообщает хозяйка, приглашая жестом к столу, накрытому во дворе. – Сейчас угощать буду, а потом и поговорим.
Примечаю, что такое гостеприимство встретишь редко. Малознакомые люди встречают нас, как старых друзей. Не успеваю даже развить мысль, как Севда спешит с угощением.
– А это вы точно не пробовали! – говорит хозяйка и подает что-то в пиалах. – Это наша национальная сладость – урбеч. Дагестанское блюдо – пальчики оближешь. Приготовлено из разных орехов, семечек и меда.
– Так вы дагестанка по национальности! – предполагаю я.
Эмма улыбается.
– Какой только крови во мне нет! В родословной – предки из Турции, Ирана, Азербайджана… Есть родственники в Дагестане. Они-то и Люську нам помогли сюда перевезти…
Люся – ослица. Она переехала в Южный из далекого солнечного Дагестана. Тут отдельная история.
Когда сын Севды был маленький, ему очень хотелось ухаживать за собственным осликом. Семья гостила у родных за тысячу километров от дома, родители возьми да скажи о желании маленького Алексея. Уже утром родные сообщили Севде: есть ослица, едем выбирать! И поехали Вивтоненко по горам в аул. Взяли трехмесячную Люсю. Севда надела ей памперс, Люсю посадили на заднее сиденье ВАЗ-2114 и отправились в дальнее путешествие.
– Все посты ГИБДД проехали, – вспоминает Севда, – а на одном она начала кричать. Пришлось объяснять инспекторам, что за зверь в машине. Они с юмором были, счастливого пути пожелали. А вот и Люся!
Ослица, которой уже седьмой год, неохотно идет за Алексеем-младшим. Юноша что-то ей рассказывает, а она так и норовит удрать на прогулку по поселку.
– С характером! – говорит Алексей, представляя ослицу. – Почтальона у калитки по расписанию встречает. Она ее все время сладостями угощает.
На разговоры у юноши нет времени, надо отцу помогать. В личном подсобном хозяйстве Вивтоненко козы, бараны, бычки, кролики, сотни кур и уток. А еще огород в три гектара.
– Как Вы управляетесь со всем этим? – спрашиваю Севду.
– Да привыкли. Вы же ходите каждый день на работу, а мы трудимся без отрыва от дома. У каждого свой хлеб.
К слову, супруги – постоянные участники осенней кубанской ярмарки, которая ежегодно проходит в Краснодаре.
Прощаемся с Севдой, как старые друзья.
Снова пересекаем Шоссейную и сворачиваем на другую улицу.
– Здесь живет Казибат, – поясняет Эмма и жестом показывает на дворик, который утопает в цветах.
Казибат Долгатова – аварка, живет в поселке не один десяток лет. Красивая женщина встречает нас у калитки, приглашает войти.
В замысловатых многоярусных клумбах пестрят летние цветы. Потом она расскажет, что мастерит их сама с использованием лозы и камня. Каждый уголок сада отличается по стилю, можно фотосессии устраивать. На столике еще атрибуты летней сельской жизни: банки, помидоры, зелень, огурцы, чеснок…
– Цветами любуетесь? Я тоже их обожаю! – говорит Казибат, приглашая к столу.
Тембр голоса женщины настраивает на приятную беседу. Говорим о разном, в том числе и о заготовках на зиму. Казибат делится секретом маринования огурчиков. Главное – не переборщить с приправами. Огурцы лишнего не любят. А чтобы они были хрустящими, Казибат добавляет много сахара.
– На трехлитровую банку огурцов кладу две столовые ложки соли и шесть – сахара. приезжайте зимой, попробуете!
Эх, так бы и сидела с этими людьми подольше, но надо прощаться. Как сказала Севда, у каждого свой хлеб.
Мы снова на Шоссейной. Эмма рассказывает о жизни поселка. Проблема – нет газа. Для приготовления пищи пользуются баллонным. Сейчас один баллон стоит 1 500 рублей. В сезон заготовок его не хватает даже на месяц. Поэтому газификация населенного пункта – голубая мечта земляков. Но есть и хорошая новость: библиотеку, где работает Эмма, недавно подключили к высокоскоростному Интернету. Первыми оценили новшество юные читатели.
Мы идем к редакционному автомобилю. Вдруг Эмма говорит:
– Вы должны еще познакомиться с Танечкой! Она у нас такая рукодельница!
Танечка – Татьяна Чуйко, мама двоих детей. Работает охранником в местной школе. Тут мы с ней и знакомимся.
– В поселок переехала к мужу, – рассказывает Татьяна. – Жила раньше в поселке Лесничество. Маленькие населенные пункты нравятся. Здесь тишина, никакой суеты. А самый большой плюс в том, что вместе и в горе, и в радости.
С мужем Сергеем Татьяна воспитывает двоих детей: сына Валентина и дочь Злату.
– Кто выбирал такие редкие имена детям? – спрашиваю ее.
– Сына назвал муж. Так у бабушки Валентины и дедушки Валентина появился внук Валентин. Сейчас он проходит службу в армии. А дочь назвала я. Когда ее впервые увидела, сразу решила: звать будут Златой за ее золотые волосы.
– Молодым не скучно здесь? – спрашиваю Татьяну.
– Нет, занятие себе всегда можно найти, уж тем более в селе. Было бы желание!
На позитивной ноте прощаемся с женщинами. Эмма стоит у дороги под огромными елками. Машет нам вслед.
– Приезжайте… Ждем… В добрый путь… – доносятся слова Эммы через открытое стекло машины. Они становятся все тише, а силуэт Эммы все меньше. А мы уже пересказываем водителю истории, которые услышали от замечательных людей маленького и дружного поселка Южного…