Повелитель «Солнцепека»

Повелитель «Солнцепека»

Иван Астрецов учился побеждать

  Участнику специальной военной операции Ивану Астрецову – 25, но на вид ему не больше 19-20 лет. Худенький, подтянутый, но весьма энергичный, спортивного вида паренек, отличается немногословием, уважительностью к собеседникам и сдержанностью, но в каждом его слове чувствуется душевная сила и уверенность в своей правоте.
  Он родом из потомственной казачьей семьи. Его предки были казаками,   верой и правдой во все времена служили Отечеству.
  Родился Иван 11 июля 2000 года в станице Ильинской в семье Андрея Владимировича и Надежды Ивановны Астрецовых. В то время в семье уже было трое детей – сын Андрей и дочери Наталья и Валентина. Успешно учился в местной школе, которую окончил почти на все пятерки. Особенно любил русский язык и литературу. Увлекался спортом. Добивался заметных успехов в гиревом спорте и стрельбе. Участвовал и побеждал во многих олимпиадах гуманитарного  профиля.
  В десятом классе ему, как успешному во всех областях знаний ученику,  предложили собрать пакет документов для направления  в Международный детский центр «Артек». А вскоре он прибыл туда и погрузился в атмосферу  счастья и дружбы, уважительного отношения взрослых и детей друг к другу, творческого обогащения. Он встретил там много одаренных, устремленных к получению  знаний детей, серьезно обдумывающих будущее и стремящихся к достижению высоких целей. Ваня оказался равным среди них, и ему было  приятно общаться с ровесниками.
  После школы юноша решил совершить путешествие автостопом. Для него выбрал маршрут по республикам Северного Кавказа и бывшим советским республикам Закавказья. Родители, зная самостоятельность и стойкость, не отговаривали сына, но деньгами и всем необходимым обеспечили. Путешествие удалось! Он до сих пор вспоминает радушные встречи с местными жителями в  Северной Осетии, Чеченской Республике, Дагестане, Азербайджане, Грузии.
  «Не было у меня проблем с транспортом, – рассказывает путешественник. – Водители довозили меня всюду до места. Очень тепло незнакомые люди встречали меня и в Чечне, и Дагестане, и Азербайджане. Приглашали в гости, щедро угощали. Я понял, что там живут такие же люди, как и у нас, и получил приятные впечатления от этой поездки».
  Получил Ваня и представление о жизни народов, их быте, обычаях. Ярко проявилась в путешествии его коммуникабельность – способность быстро  устанавливать контакты с незнакомыми людьми.
Интересное и познавательное путешествие автостопом продолжалось более двух недель. Но на обратном пути он решил добираться на автобусах: спешил в родной дом.
  А вскоре началась учеба в Кубанском государственном аграрном  университете имени И.Т. Трубилина на факультете пищевых производств и биотехнологий. После окончания бакалавриата он поступил на магистратуру. Успешно обучался  Иван Астрецов и на военной кафедре, куда отбирали самых достойных студентов, имеющих прекрасную физическую подготовку,  прочные знания и  по состоянию здоровья признанных годными к военной службе. Специалисты за два года научили его  многому, а самое главное – умению сплачивать людей на решение  сложных задач. Иван был командиром взвода. Студенты – народ особый, управлять им непросто, тем более  что собрались на кафедру с разных факультетов, поэтому отличались разным уровнем воспитания, характерами, национальными особенностями. Так что Ивану пришлось всерьез постигать искусство управления коллективом. Изучил он  в совершенстве теорию и практику ремонта автомобилей. Успешно прошли у него  военные сборы. Все это ему очень  помогло в будущем.

«Где отвага, там и счастье»

  После окончания  учебы в 2022 году возвратился в родную станицу. Трудился оператором газораспределительной станции. Работа его вполне устраивала, да и дома было весьма замечательно  жить. Но парень  внимательно следил за обстановкой на СВО.  Встречался с земляками, прибывающими  в отпуск «из-за ленточки», анализировал сведения об СВО, полученные по телевизору. Обдумывал, чем он может помочь нашим бойцам, сражающимся с укрофашистами. Военную подготовку юноша прошел, но вряд ли ее было достаточно для участия в современном бою. «Нужно все же проверить способности воевать с врагами, – решил он, – да и обучение ведь пройду  перед определением на фронт». В военкомате сказали: «Молоденький ты очень, да и подготовки особой нет...», а затем позвонили его матери (она  специалист военно-учетного стола сельского поселения), чтобы уточнить... Надежда Ивановна твердо поддержала желание сына.
  Вскоре Иван Астрецов  попал в учебный центр Раевский под Новороссийском. Пробыл там неделю вместо месяца. На фронте не хватало бойцов, поэтому его и еще нескольких добровольцев отправили в Новочеркасск. Там, узнав об умении управлять трактором, обучали сержанта  вождению танков, стрельбе, работе в составе подразделений. Однако, попав на фронт, Ивану пришлось воевать в пехоте в отряде спецназначения «Барс-16», в состав которого входят кубанские казаки. Это не смутило сержанта: пехота и сегодня – основа сухопутных войск.
Привыкать Ивану Астрецову пришлось к особенностям современного боя. В первый же день рядом с ним без конца гремели взрывы, свистели пули, раздавались скрежет разрушенного металла, стоны, над головой кружил рой украинских дронов…
 А через сутки боец отправился эвакуировать раненых на место, расположенное в 400 метрах от противника и без конца обстреливаемое. Бывалые воины, узнав о его желании помочь им, уговаривали Ивана: «Малый, не лезь туда, не вернешься назад!» Но он рискнул и начал пробираться под градом пуль снарядов по названной фронтовиками «дороге смерти». Раненых спасли. Но из десяти смельчаков только двое остались в строю, остальные либо погибли, либо были ранены. Так для отважного земляка прошло боевое крещение и состоялось тесное сближение с боевыми товарищами. Ивана зауважали за смелость, решительность, выдержку. А он понимал, что без взаимопонимания, поддержки, добрых отношений на фронте трудно выжить.
  Непросто привыкнуть к жизни в окопах, по которым в сухую погоду бегают противные мыши, а в дождь из-за липкой грязи трудно передвигаться. Сложности случались и с непривычным питанием: иной раз, в силу боевой обстановки, по несколько дней в обстреливаемых днем и ночью окопах ели только тушенку и хлеб. Иногда на передовой по каплям расходовали остатки питьевой воды. Новый, 2024, год земляк встречал при крепком морозе в окопе.
  «Но ко всем этим трудностям я быстро привык, – говорит Иван. – Не я один в  таких условиях находился, а все бойцы на передовой линии… К тому же мы чувствуем искреннюю заботу о нас народа и руководства России. Постоянно в подразделение поступают солидная гуманитарная помощь, боеприпасы».

«За нами правда!»

  В июле 2024 года контракт у сержанта И.А. Астрецова закончился. Он вернулся домой. Работал здесь, но постоянно созванивался с боевыми друзьями. Они рассказывали ему о военной жизни, сложностях и радостях. Он, вспоминая проведенные с ними в боевых условиях, наполненные тревогами, но порой счастливые дни, их сплоченность, со временем стал скучать по боевому братству. И в мае 2025 года снова заключил контракт. Ему доверили тяжелую огнеметную машину «Солнцепек» ТОС 1 А. Ее залп накрывает газовым облаком 40 000 квадратных метров. Оно, взорвавшись, превращает площадь, равную нескольким футбольным полям, в полыхающий ад.
  Освоил он  грозное оружие быстро и эффективно помогал бойцам наступать на врага. После каждого мощного обстрела противника по всем каналам передавали информацию о продвижении наших войск вперед. Но вряд ли кто-то на родине догадывался о заслугах  земляка.
  24 августа 2025 года в районе Донецкой Народной Республики сержант  Астрецов осуществлял огневое прикрытие воздушного пространства по маршруту движения «Солнцепека». Машины его сопровождения были атакованы дроном «Баба–Яга». Иван оперативно открыл огонь из штатного оружия и не дал возможности прицельно их поразить. Дрон «Баба–Яга» все же успел произвести три неприцельных сброса. Но, благодаря смелым и решительным действиям сержанта Астрецова, машины сопровождения получили лишь незначительные повреждения навесного оборудования и остались годными к выполнению боевых задач, а дрон противника в итоге уничтожен.
И таких удачных операций у Ивана Астрецова было немало. Ему удавалось не раз спасать не только боевую технику, но и своих товарищей. Его ценят за это командиры и рядовые сослуживцы. Уважают его и за умение поддержать их добрым словом, шуткой в трудные минуты. Любят они в редкие периоды затишья послушать его стихи и написанную на его слова песню.
  За боевые заслуги сержанта Ивана Астрецова не раз отмечали наградами. Не так давно его представили к награждению медалями «За отвагу» и «За храбрость»
II степени.
  Несколько дней назад он после окончания очередного контракта прибыл домой. Мы встретились с ним, разговорились. Я слушал его и восторгался силой духа и обеспокоенностью этого умного и одаренного парня за судьбу нашей страны.
«Ваня, – спросил я в конце беседы, – кто победит?»
«Конечно – мы! – ответил он уверенно. – Потому что мы сильнее врагов, потому что за нами правда, и у наших бойцов есть огромное желание освободить исконно русские земли и русский народ от фашистов».

И. Бойко, член Союза писателей России, краевед.