Запомнить меня

Проблемы расчистки русел и ремонтов берегозащитных сооружений на реках Краснодарского края обсудили в Армавире

Проблемы расчистки русел и ремонтов берегозащитных сооружений на реках Краснодарского края обсудили в Армавире

Защита населенных пунктов от наводнений наиболее актуальна для районов Предгорья Краснодарского края. К сожалению, на сегодняшний момент мероприятия по очистке русел рек и эффективность берегоукрепительной работы оставляет желать лучшего. Причина — недостатки законодательства и отсутствие взаимопонимания между муниципальными и федеральными органами власти, ответственными за эту работу. В результате обсуждения данной проблемы в городе Армавире, собравшиеся пришли к выводу о необходимости уточнения нормы федерального законодательства в части определения собственника гидротехнических сооружений (ГТС), расположенных на водных объектах, которые находятся в федеральной собственности, а также детально прописать мероприятия охраны водных объектов, которые могут осуществлять региональные и муниципальные власти. Это должно позволить муниципалитетам без опасения прокурорских санкций самостоятельно расчищать русла рек от корчей и донных отложений.

Большинство защитных дамб на реках Кубань и Лаба было построено вовремя или после катастрофического наводнения 2002 года с целью максимальной защиты от затоплений и подтоплений расположенных вблизи водной глади населённых пунктов. В дальнейшем (в 2005 — 2006 гг.) возведённые «всем миром» защитные инженерные сооружения, далеко не в каждом случае отвечающие критериям ГТС, были переданы краевым законодательством в собственность поселений. При этом у большинства из этих поселений не оказалось средств не только на содержание, но и на оформление всех необходимых документов на собственность.

В связи с этим муниципалитеты давно бьют тревогу и просят федерального собственника рек проводить расчистку русел, поскольку невыполнение этих мероприятий приводит к более интенсивному разрушению дамб. Однако федеральные органы власти, ответственные за состояние рек, отвечают им, что поскольку в этих участках есть объекты берегоукрепления – проводить расчистку не требуется. Муниципалитеты просят дать возможность самостоятельно расчищать реки от корчей и донного грунта, поскольку это дешевле, чем ремонтировать дамбы, на что получают ответ: федеральным законодательством передача полномочий не предусмотрена.

Такая переписка администраций поселений длиться по 5-8 лет, а люди как страдали, так и страдают от затоплений.

Разрубить «гордиев узел» попросили депутата Государственной Думы Наталью Костенко участники Межмуниципального форума органов местного самоуправления, который состоялся в Лабинском районе. Глава одного из поселений Мостовского района пожаловалась на неоднократное привлечение её органами Ростехназдора к административной ответственности, как должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности находящихся в собственности муниципалитета нескольких дамб.

На совещании, организованном в Армавире с целью обобщения сложившихся проблем в этой сфере и поиску их решения, об аналогичных проблемах заявили представители шести муниципалитетов (г. Армавир, Курганинский, Лабинский, Мостовский, Новокубанский и Успенский районы). Муниципалитеты и их руководители ежегодно получают штрафов на сотни тысяч и миллионы рублей. К обсуждению также привлекли представителей прокуратуры края, Северо-Кавказского управления Ростехнадзора, министерства по делам ГО и ЧС администрации Краснодарского края и Кубанского водного бассейнового управления, выполняющего в соответствии с законодательством функции собственника в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности.

Первое на что обратили внимание участники совещания – сам факт распространения муниципальной собственности на предназначенное для защиты водного объекта, принадлежащего Российской Федерации, гидротехническое сооружение вызывает сомнение. Для решения этой коллизии необходимо определить в Водном кодексе РФ и иных положениях законодательства о водных отношениях чёткий порядок установления прав собственности на ГТС. Исходя из данных этому понятию законных определений, можно определить ГТС как принадлежность водного объекта (главной вещи), следующей его судьбе (статья 135 ГК РФ). С этой точки зрения есть основания для передачи ГТС, находящихся на водных объектах в собственности РФ, в федеральную собственность.

В ходе дискуссии был выявлен ещё один проблемный аспект — отсутствие отлаженного механизма взаимодействия между муниципальными и федеральными органами, отвечающими за предотвращение негативного воздействия вод и безопасность водных объектов. Так, администрация Новокубанского городского поселения несколько лет не может добиться от Кубанского бассейнового водного управления расчистки русла реки Кубани в районе микрорайона Капланово, что приводит к разрушению дамбы, на ремонт которой у поселения со скудным бюджетом просто нет денег. Эта проблема могла бы разрешиться при наличии у муниципалитета полномочий по расчистке наносов и отложений в русле реки с переносом извлечённой песчано-гравийной смеси, образовавшей «намывной остров», однако в Водном кодексе РФ попросту нет упоминания о полномочиях муниципальных органов по предотвращению негативного влияния вод.

В свою очередь бассейновое управление не торопится расчищать русла рек в зоне установки защитных дамб, полагая, что в рамках Федерального закона 117-ФЗ обязанности по содержанию ГТС возложены на их собственников, а значит на таких частях водного объекта не требуется проведение дополнительных мер по предотвращению вредного воздействия вод. По мнению уполномоченного органа, отремонтировать дамбу дешевле и проще, чем проводить работы в воде.

Муниципалитеты не согласны с оценками федералов. В результате они могут заходить в реки и вести там работы только после объявления режима ЧС, то есть, когда населенные пункты уже затопило и государство должно нести расходы по ликвидации чрезвычайной ситуации и выплате гражданам компенсаций за нанесенный ущерб имуществу. Федеральные органы также формируют свой план работы только по критерию наступления затопления в течение последних 3 лет.

В связи с этим участники совещания пришли к выводу, что нужно перенастраивать работу на профилактических характер, а для этого нужно более четко прописать полномочия всех заинтересованных лиц в сфере охраны водоемов

Представители Кубанского БВУ и Ростехнадзора обратили внимание, что в сложившейся ситуации Краснодарскому краю нужно активнее участвовать в профильных федеральных программах.

«Безусловно, в первую очередь следует уточнить порядок взаимодействия между органами власти разных уровней в области защиты территорий от затоплений и подтоплений, а также порядок согласования и включения соответствующих мероприятий в ежегодную программу работ уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Все участники, ответственные за состояние рек, должны слышать друг друга, а не вести переписку годами в то время, как люди теряют жилье, а бюджеты - миллионы рублей на устранение последствий наводнения. Имеются предпосылки для внесения в Водный кодекс РФ и соответствующие подзаконные акты изменений, касающихся передачи части полномочий в области предотвращения негативного воздействия вод и охраны водных объектов (в том числе с правом организации работ в руслах рек). Во всяком случае, такая дискуссия должна состояться на федеральном уровне. И мы будем ее инициировать», - прокомментировала Наталья Костенко итоги совещания.

По результатам обсуждения в органы прокуратуры и Росводресурса будут направлены депутатские запросы с просьбой проверить и дать правовую оценку конкретным обстоятельствам взаимодействия участников водных отношений в Краснодарском крае.

Озвученные предложения будут дополнительно проработаны и вынесены депутатом Госдумы РФ Натальей Костенко на расширенное заседание Совета законодателей Краснодарского края на базе Законодательного собрания Краснодарского края на следующей региональной неделе (конец февраля 2018 г.) с привлечением всех заинтересованных лиц.

Joomla SEF URLs by Artio