Дверь в кабинет открыта. Работница офиса «воркует» по телефону. Разговор из серии «муси-пуси»: «Да, мой зайчик, я тоже!»
- Можно войти?
Не слышит: увлечена разговором. Голову, просунутую в дверь, игнорирует. С третьей попытки девушка снисходит, чтобы уделить клиенту пару секунд, в которые попросту отчитывает: «Вы что не видите? Я занята! Выйдите за дверь и ждите!» Девушка возвращается к телефонному разговору и раздраженно замечает: «Поговорить спокойно не дадут. Так ты вечером ко мне?»
Небольшая очередь в кассу. Женщина преклонных лет обращается к первоочередной: «Девушка, вы не могли бы меня пропустить? Я очень тороплюсь на автобус».
На голос поворачивается девушка и сражает очередь наповал:
- Я вам не девушка! Мне уже 30 лет!
- Мне 85 лет. И ты для меня девочка даже, не девушка. Прости, что оскорбила.
Очередная стала дальше огрызаться, но бабушка ее не слушала: она направилась к двери.
В «Сельскую газету» часто обращаются читатели, которые просят выразить благодарность тем или иным людям. Благодарят специалистов, начальников, соседей и прочих за обычное человечное отношение. Вежливость, доброта, порядочность – нечто фантастическое в этом мире? Задумалась, почему так? А потому что хамство в любом проявлении перевешивает чашу весов нашего бытия.
«Картинки» для этого материала я не придумала, они взяты из жизни. Я, как и все новопокровчане, хожу по учреждениям, организациям, стою в очередях, общаюсь с продавцами, поэтому становлюсь невольным свидетелем неприятных бытовых сценок.
На вывеске написано, что за дверью находится специалист такой-то. Но на поверку выясняется, что, скажем, Елене Петровне он никакой информации дать не может (в силу своей профнеосведомленности), потому что ее вопросы ставят работника в тупик, и он ничего лучше не придумывает, как выгнать посетительницу из кабинета, швырнуть вдогонку папку с документами и пожелать в след «блага», которые не напишешь в газете.
В некоторых учреждениях клиента не принимают по каким-то своим соображениям. Тянут время, чтобы человек настоялся, насиделся, намаялся за дверью. А в это время специалист или какой-нибудь мало-мальский начальник будет демонстрировать крайнюю занятость, играя в компьютере в «косынку» или «паука», и ваши «Можно?» расценивать, как вмешательство в его важные дела. А потом, когда вас в конце концов соизволят принять, окажется, что в вашем пухлом «досье» не оказалось маленькой, но очень важной бумажки, на поиски которой вам и придется пойти.
Для того чтобы нарваться на грубость, зачастую и делать-то особо ничего не нужно. Зайдешь в магазин, тебя на входе просканируют взглядом: на какую покупку можно рассчитывать? Если ты заинтересовался дешевым товаром, тебя соответственно будут обслуживать без всяких сантиментов. Если же ты задержишься у дорогой вещи, значит, у тебя есть шанс получить порцию вежливости (может быть и не совсем искренней).
Почему в одни продуктовые магазины хочется заходить, а другие обходишь стороной, даже если они тебе по пути? Опять же человеческий фактор срабатывает. В первых, может быть и товары дороже, но продавцы улыбчивые, приветливые, доброжелательные — объяснят, покажут и попробовать дадут, чтобы не усомнился в свежести и качестве продуктов. В тех, куда «ни ногой больше», складывается впечатление, что продавцы ненавидят покупателей. Задашь вопрос, а тебе, цедя сквозь зубы, выдадут необходимую информацию, всем своим видом выразив: «Как же все меня достали!». «А сколько вон то стоит?» – «А вы что ценник не видите?». «А можно попробовать вот это» – «Покупайте и пробуйте сколько хотите!».
Или... Ходишь между прилавков в магазине самообслуживания, а за тобой зорко наблюдают, что ты взял, куда положил, не надкусил ли батон колбасы, не спрятал ли в карман батончик...
Близорукая пожилая женщина подносила к глазам конфеты и рассматривала этикетки. Подошла работница магазина и громко сообщила: «Прекратите воровать конфеты!» Надо ли говорить, как оскорбилась женщина?
Сколько неприятных сцен приходилось наблюдать, когда на кассе просили «подозреваемого» показать содержимое сумки. Процедурам — выворачивания карманов и обследования рюкзаков подвергаются в основном дети. Взрослые требуют прислать полицию — и правильно делают.
Магазины – это сфера сервиса. И сегодня не мы для них существуем, а они для нас! Прошли те времена, когда мы на руках должны были носить «цариц прилавка». Дефицита, слава богу, нет, у нас имеется выбор продуктов и товаров и главное – десятки, сотни торговых павильонов, магазинов, мини-маркетов и прочих.
Зачастую хамы прикрываются тем, что у них мизерная зарплата, на которую они едва концы с концами сводят. Следовательно, чего стараться?
Когда грубят одному, второму, третьему, люди перестают посещать такой магазин, и работодатель, разумеется, теряет свою прибыль. Поэтому с чего зарплату платить? Замкнутый круг.
Кем бы мы ни были, где бы мы ни работали, какую должность бы не занимали, какую бы зарплату не получали, мы – прежде всего – люди! Мы живем в одной станице, в одном районе, где все взаимосвязано. И все зависят друг от друга.