И хотя за окном дождь, у работников МУК МЦБ «Детская библиотека» нет свободных минут. Даже в непогоду здесь всегда радушно встречают своих постоянных и верных юных читателей.
У стеллажа с книжной выставкой внимательно рассматривает представленную литературу Серёжа Авдеев. Он постоянный и активный читатель, как пояснили нам.
Впервые парнишка пришёл сюда ещё будучи дошкольником вместе с родителями. А сейчас Серёжа уже перешёл в восьмой класс СОШ № 1. За его плечами немалый читательский стаж.
- У нас дома большая библиотека и все очень любят читать, - рассказывает Сергей. - Есть полки с классикой, детективами, исторической и детской литературой. В библиотеку меня привели родители, когда дома уже все сказки были читаны-перечитаны. Мне здесь так понравилось, что я стал постоянно сюда заглядывать за новинками и интересующими меня книгами. Летом, конечно же, прихожу чаще. Я не сторонник чтения в компьютере. Мне нравится держать в руках книгу, перелистывать страницу за страницей. Знаю некоторых ребят, которые читают книги, особенно по школьной программе, в сокращённом варианте, чтобы не было подробного описания природы, нарядов, даже некоторых сцен. Таких компьютерных сайтов сейчас много в Интернете. А я люблю читать полное произведение. Ведь автор не случайно описывает всё это, он, как художник, рисует «картину действий», выписывая сюжет, переживания действующих лиц, их настроения, черты характера. Всё это позволяет нарисовать в воображении героев, их внешность, окружающий мир, отношения между ними.
- Серёжа, у тебя есть любимый автор и произведение?
- Очень люблю «Записки Шерлока Холмса» А. Конан Дойла. Особенно нравится рассказ «Последнее дело Шерлока Холмса». Это из зарубежной литературы. А из отечественной нравится Вениамин Каверин, особенно «Два капитана», где описывается целая эпоха. Здесь и исторические факты, и захватывающие приключения, любовь и настоящая дружба.
- А чтение книг тебе помогает в жизни и учёбе?
- Конечно. Человек, который много читает, развивается интеллектуально. Он умеет логично и последовательно излагать свои мысли, его отличают правильная разговорная речь и память - как умственная, так и зрительная. Это особенно помогает в учёбе. При написании сочинений и рефератов благодаря чтению делаешь меньше ошибок, но правильные выводы и умозаключения. Даже в быту чтение книг помогает: начитанный человек всегда найдёт слова, чтобы погасить конфликт между сверстниками и «разрулить» ситуацию, сможет грамотно и чётко объясниться.
- Сегодня ты заглянул в библиотеку, чтобы взять книгу, заданную на лето?
- Нет, пришёл чтобы выбрать что-нибудь для души. Да и младшему брату Антону нужны новые книги. Он только недавно научился читать, но уже требует, чтобы я и ему приносил новинки.
- А сколько же Антону лет?
- Шесть, в этом году он пойдёт в первый класс. Его мама научила читать. Теперь Антон никого не просит, сам читает.
Заинтересовались мы и другим мальчиком, сосредоточенно вглядывавшимся в выбранную книгу. Работники библиотеки пояснили: это Влад Ефремов, частый гость, постоянный и активный читатель с самого детства.
Как оказалось, Влад закончил третий класс СОШ № 1, а в библиотеку его привёл дедушка Иван Егорович, большой любитель книг.
- Когда я был совсем маленьким и не умел сам читать, сказки мне читали все родственники, - рассказал Влад. - Потом, когда пошёл в школу и научился читать, стал сам ходить за книгами. Вот сейчас я пришёл, чтобы взять следующую книгу, заданную на лето.
- И много тебе предстоит за каникулы прочесть?
- Шестнадцать произведений, но шесть я уже прочитал. Это Успенский, Андерсен, Борис Заходер, Л.Н. Толстой, В. Драгунский, А. Толстой, Н. Носов. Я для себя решил, что сначала прочитаю всё, что задала учительница, а потом буду читать то, что мне хочется.
- А после прочтения очередной книги, как ваша учительница проверяет, читал ли ты её или нет?
- Мы ведём читательский дневник. После того как прочту книгу, я должен написать краткие сведения об авторе, название произведения, перечислить главных действующих лиц, выбрать главное и написать, что мне понравилось. А потом ещё и нарисовать рисунок к сюжету.
- А какие книги ты предпочитаешь читать?
- Мне нравятся исторические произведения, книги о военной технике, смешные и поучительные рассказы.
- Может, есть и книжный герой, на которого бы ты хотел быть похожим?
- Есть, это Том Сойер Марка Твена. Он мне нравится тем, что всегда весел, попадает в различные приключенческие ситуации и находит выход из любых положений.
- Влад, а как ты считаешь, чтение книг помогает тебе в учёбе?
- Ещё как помогает! У тех кто читает, высокая техника чтения. При пересказе какой-то прочитанной книги всегда находятся нужные слова. Наш класс вместе с родителями и учительницей Татьяной Владимировной Головиновой входят в состав клуба семейного чтения «Семь-Я». Все вместе приходим в библиотеку, читаем, играем, смотрим фильмы, поём песни. И библиотекари приходят к нам, проводят с нами праздники, приводят с собой гостей - ветеранов войны. Нам очень нравится слушать их воспоминания о военных годах.
...Пока мы беседовали, за окном прекратился летний дождь, и в библиотеку потянулись ребята разных возрастов. Значит, детям нравится читать, а следовательно, они вырастут грамотными и мыслящими людьми.
Фото А. Толстых.