На территории Новопокровского района в добрососедских отношениях проживают люди 81 национальности. И абсолютно нет разницы между приезжим и коренным населением. Ведь главное, что все живут и работают на благо процветания нашей Кубани.
Новопокровский район стал родным и для жительницы поселка Южного Кубанского сельского поселения Валентины Дмитриевны Каримовой. Более 20 лет назад женщина с семьей переехала сюда из Армении.
Гостеприимная хозяйка
В домик бабушки Вали нас привела председатель ТОСа Э.В. Мартьянова.
- Вы не представляете, какая эта женщина доброжелательная, открытая и гостеприимная, - говорила она нам по дороге. - И вы сейчас убедитесь в этом сами.
- Проходите, проходите, пожалуйста, - торопливо говорит новая знакомая, едва мы переступили порог ее дома. - Чайку согреть или кофе будете? Присаживайтесь за столиком, вот печенье, конфеты, угощайтесь...
И не успела я еще достать блокнот с ручкой, как перед нами уже появились кружки с дымящимся ароматным кофе.
- Вот теперь можно и поговорить, - с чувством выполненного долга, присаживаясь напротив в кресло, сказала хозяйка дома.
Потомок болгар
Оказалось, что наша героиня – обладательница достаточно редкой национальности. Валентина Дмитриевна — гагаузка. О происхождении гагаузов существует множество различных гипотез. По одной из них считается, что это потомки болгар, отуреченных во времена владычества Османской империи. Гагаузы — тюрко-язычная народность, исповедующая христианство и живущая на территории Гагауз Ери (Молдова). Людей этой национальности не так много. В России, по данным на 2002 год, их всего 12,2 тысячи.
- За свою жизнь я пожила в четырех государствах, - рассказывает Валентина Дмитриевна. - Родилась в Молдове, росла в Азербайджане, замуж вышла в Армении, не поверите, за татарина. А в 90-х годах переехала в Россию, на Кубань. И я вам скажу, что лучше этого уголка земли я еще не встречала.
Многонациональная семья
Наша героиня открывает семейный фотоальбом.
- Смотрите, какой красавицей была, - говорит она, проводя рукой по старому снимку. - А вот мой муж, Равиль Фатыхович, наши дочери. Кстати, по документам они — русские. Но я считаю, что совсем не главное, кто ты по национальности. Важно, чтобы человек был хороший. Так относиться к людям учила и своих детей.
- Учила, учила, - говорит дочь героини Марина Шкорида, до этого тихонько наблюдавшая за беседой со стороны. - А теперь я «передаю» это своим детям. У меня пятеро сыновей, а совсем недавно родился внук. На жизненном опыте убедилась, что национальность — это лишь печать, поставленная при рождении в документе, а вот какой будет человек, зависит от воспитания. Хотя, глядя на маму, могу сказать, что гагаузские корни все-таки дают о себе знать. Где-то читала, что люди этой национальности считаются очень работящими и не могут сидеть без дела. А если вдруг работа закончилась, то они начинают рушить печку не потому, что она рушится, а просто для того, чтобы занять себя делом. Это утверждение очень подходит для мамы. К примеру, в последнее время она решила вернуться к давнему своему увлечению – вязанию крючком. Так вот, бывает, закончит свою работу, полюбуется, а потом берет, распускает без сожаления и снова начинает плести свои замысловатые петельки.
Салфетки от Валентины
В разговор снова вступает наша героиня:
- Все началось случайно. Однажды вечером в гости зашла соседка. Говорит: «Научи меня вязать, ты же когда-то увлекалась этим». Ну, думаю, дай-ка стариной тряхну, молодость вспомню. Взяла клубок, крючок и руки как-то сами начали двигаться, петелька за петелькой и появился нехитрый узор. Так мы вдвоем с соседкой проводили долгие зимние вечера.
Моя ученица схватывала все на лету. Как-то она принесла мне связанную салфетку, ну, так сказать, для оценки. Рассказала, что схему вязания увидела в одном из журналов, который взяла в библиотеке. А я-то сама все выдумывала. Смотрю и думаю: «Ах ты, переплюнуть меня хочешь?!» И предложила ей устроить соседские соревнования: у кого лучше работа будет.
Сама тут же в библиотеку пошла, набрала журналов и занялась повышением квалификации. Так, шутя, мы перешли с вязания салфеток на вязание различных вазочек, кашпо, покрывал.
К сожалению, моя подруга уехала из поселка. Но я заболела увлечением. День прошел даром, если я ни петельки не сделала.
Бабушка Валентина достает свои инструменты для вязания. Каких тут только нет клубков и крючков! А ее ажурные готовые работы очень вписались в уютный интерьер деревенского домика.
- Нравится? - спрашивает меня Валентина Дмитриевна.
- Конечно, - отвечаю.
- Выбирай любую, дарю!
Я немного смутилась. Но ее дочь, заметив это, тут же добавила:
- Вы не стесняйтесь. Мама всегда их раздаривает. У многих жителей нашего поселка есть ею изготовленные изделия. Она говорит, что хорошим людям отдавать не жалко. Причем не только какую-то вещь, но и частичку своей души. Ее дом всегда открыт для гостей. А односельчане знают, что Валентина Дмитриевна умеет и за чужое счастье порадоваться, и за чужую боль переживать...