В ОНФ считают, что выплаты выборным должностным лицам местного самоуправления должны быть регламентированы на федеральном уровне. Это позволит исключить злоупотребления, которые в настоящее время являются одной из острых проблем, связанных с расточительностью чиновников. Активисты Народного фронта предлагают законодательно закрепить единый перечень и пределы социальных и трудовых гарантий, предоставляемых выборным должностным лицам местного самоуправления в период осуществления ими полномочий, увязав их напрямую с показателями эффективности деятельности.
7 сентября Следственное управление Следственного комитета по Краснодарскому краю возбудило уголовного дело в отношении главы Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района, подозреваемого в превышении должностных полномочий. По версии следствия, в марте 2015 года глава поселения необоснованно назначил себе премию за личный трудовой вклад по выполнению возложенных на него задач, в размере 230 тысяч рублей. В феврале 2016 года чиновник начислил себе 240 тысяч рублей, из которых частично получил 120 тысяч рублей. При этом решение о назначении главе премий Советом поселения принято не было.
В последние годы участились такие случаи, когда местные чиновники позволяют себе выписывать премии за мнимые заслуги и существенно повышать зарплаты. Проблема необоснованных трат чиновников была озвучена на втором Медиафоруме ОНФ «Правда и справедливость» в Санкт-Петербурге в апреле 2014 г. журналистом «МК в Бурятии» Николаем Будуевым. Он рассказал президенту РФ и лидеру Общероссийского народного фронта Владимиру Путину, что за два года зарплата мэра Улан-Удэ выросла вдвое и достигла 420 тыс. руб. Прокурорская проверка выявила грубые нарушения требований федерального законодательства при установлении и выплате денежного вознаграждения должностным лицам местного самоуправления.
По мнению экспертов ОНФ, такие случаи как в Краснодарском крае и в других регионах являются следствием отсутствия четкой нормативной регламентации порядка и пределов трудовых и социальных гарантий, устанавливаемых выборным должностным лицам местного самоуправления. В настоящее время право устанавливать гарантии осуществления полномочий муниципальных депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления предоставлено субъектам, которые в региональных законах закрепляют общий перечень таких гарантий. Затем эти гарантии конкретизируются в Уставах муниципальных образований и муниципальных нормативно-правовых актах. При этом какие-либо положения, регламентирующие или ограничивающие набор трудовых и социальных гарантий выборным должностным лицам местного самоуправления, на федеральном уровне не закреплены. В результате в отдельных регионах им предоставляется необоснованно широкий набор социальных преференций.
«В настоящее время статус выборных лиц местного самоуправления практически никак не регулируется федеральным законодательством, и этот пробел создает почву для различного рода злоупотреблений со стороны местных чиновников. Очевидно, что любые дополнительные преференции выборных должностных лиц местного самоуправления, будь то премии, повышенная пенсия или иные дополнительные выплаты, должны быть поставлены в зависимость от эффективности его работы и от экономического, социального благополучия муниципалитета, которым он управляет, а не назначаться чиновниками произвольно, по своему желанию. В этой связи, события в Алексеевском сельском поселении - очередное подтверждение необходимости ускорить регламентирование доходов, получаемых чиновниками в рамках их основной деятельности. Считаю, что новый состав Госдумы должен обратить пристальное внимание на эту проблему и рассчитываем, что парламент не затягивая займется ее решением», - подчеркнула член Центрального штаба ОНФ Наталья Костенко.
Напомним, что ОНФ ведет системную борьбу с расточительностью представителей госаппарата, в том числе, посредством законодательных инициатив, исключающих возможность злоупотреблений при установлении социальных гарантий. Так в конце декабря 2015 года был принят закон депутата Госдумы, члена Центрального штаба ОНФ Михаила Старшинова об ограничении так называемых «золотых парашютов» чиновникам при прекращении полномочий. Теперь дополнительные социальные гарантии по завершению службы могут быть предоставлены только региональным и муниципальным чиновникам и депутатам, достигшим пенсионного возраста или потерявшим трудоспособность в период выполнения полномочий, а не в случае, например, не переизбрания депутатов на новый срок.
Поводом к внесению инициативы стали выявленные активистами Общероссийского народного фронта в 2015 году случаи, когда представители власти обеспечили себя компенсациями на случай прекращения полномочий. Депутаты городского поселения Пироговский Московской области предусмотрели сами для себя получение «золотых парашютов» в полмиллиона рублей на случай неизбрания их на следующий срок. В марте 2015 г. эксперты ОНФ провели мониторинг региональных актов, устанавливающих такие гарантии, и выявили, что, например, в Республике Коми не избранные на новый срок депутаты могли рассчитывать на 11 окладов, в Дагестане и Московской области – на 4, в Еврейской автономной области и Якутии –на 6.