Сегодня, пожалуй, одним из самых актуальных вопросов, волнующих россиян, остается новый законопроект «Об образовании в Российской Федерации», который может существенно повлиять на будущее нашей страны. На Кубани дискуссии проходят во всех аудиториях по поручению председателя Законодательного собрания В.А. Бекетова.
18 февраля в станице Выселки прошло зональное совещание с привлечением широкого круга общественности – педагогов, родителей, руководителей и специалистов управлений образования, заместителей глав районов, представителей профсоюза учителей.
Заместитель председателя ЗСК, председатель комитета по вопросам образования, науки, делам семьи и молодёжи В.В. Чернявский, открыв совещание, охарактеризовал содержание законопроекта. В нём сохранены и детализированы базовые принципы и нормы действующего законодательства об образовании, применение которых оправдало себя на практике. Однако многие положения вызывают споры. Например, возникают вопросы об обеспечении правовых механизмов реализации гарантий общедоступности и бесплатности образования различного уровня, организации итоговой аттестации, предоставлении учащимся мер социальной поддержки.
Учителя и педагоги, родители и профсоюз, досконально изучив законопроект, пришли к выводу о его доработке и высказали свои пожелания.
Сразу несколько учителей в статье 99 предложили вместо словосочетания «классах интегрированного обучения» ввести словосочетание «классах интегрированного и инклюзивного обучения» (поскольку интеграция ориентирована на адаптацию человека к социуму – путем коррекции человека, а инклюзия исходит из принципа адаптации окружающей среды и окружающего общества к индивидуальным потребностям человека). И поскольку предлагается включить в законопроект определение инклюзивного образования, то должны быть названы классы, реализующие инклюзивное образование.
Другие высказывались о не совсем корректном в статье 2 определении «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – обучающийся, имеющий особенности физического и (или) психического развития, затрудняющие или препятствующие получению им образования без создания для этого специальных условий», которое делает упор на несовершенство человека, а не на отсутствие доступной среды. И предлагали определение, в котором акцент сделан на необходимость создания специальных условий: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» – обучающийся, имеющий особенности физического и (или) психического развития и (или) интеллектуального развития, которому для получения образования может быть необходимо создание специальных условий для получения образования.
Предлагались новые варианты повторного обучения для учащихся 9-х классов, не прошедших итоговую аттестацию, прописание порядка предоставления жилья педагогам.
Кроме того, все без исключения настаивали соблюсти права ребенка на непрерывное образование: согласно проекту закона учащиеся юноши, достигшие 18-летнего возраста, не могут поступать в профессиональные учреждения в связи с призывом в армию.
Было предложено ввести в штат образовательного учреждения ставки модератора школьного сайта для выполнения важной работы по регулярному его наполнению.
Участники совещания высказали пожелание видеть в новом законе большей четкости в отношении работы с «Электронным дневником».
Общественность выступила с предложением дать возможность выпускникам, кроме ЕГЭ, иметь иные альтернативные формы сдачи итоговой аттестации.
Глава 4 статьи 47 «Основные обязанности и ответственность родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся» законопроекта особенно подверглась критике, и в части 1 её предложили изложить в следующей редакции: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны обеспечить получение ими начального общего и основного общего образования и создать условия для получения ими среднего общего образования, способствовать их здоровому и гармоничному развитию в ходе получения образования, соблюдать устав организации, осуществляющей образовательную деятельность, в части, касающейся их прав и обязанностей, уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса». И добавить пункты:
4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся создают благоприятные условия для выполнения ими домашних заданий и самообразования.
5. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся совместно с образовательной организацией контролируют воспитание и обучение ребенка.
6. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся воспитывают у обучающихся уважение к педагогическим работникам.
Было внесено много предложений, касающихся дополнительного образования в центрах детского творчества, детских спортивных школах и клубах, а также других пожеланий в саму концепцию законопроекта.
Все участники пришли к мнению о том, что законопроекту еще предстоит пройти тщательную доработку с учетом всех мнений и пожеланий, которые будут систематизированы, обобщены в ЗСК Краснодарского края и направлены в Министерство образования Российской Федерации.