Нестандартный подход
Учителю русского языка и литературы СОШ № 1 Любови Александровне Андрющенко хочется, чтобы её ученики были грамотными, способными творчески мыслить и логически рассуждать. В своей 28-летней педагогической практике она использует собственные методики преподавания.
- Замечу, что я не использую авторские программы, - говорит Любовь Александровна. - У меня просто есть маленькие педагогические секреты. С русским языком – все понятно. Повторение – мать учения. Без знаний правил и врожденной интуиции грамотности не добиться. Проверяя работы ребят, я всегда делаю записки-памятки наиболее часто повторяющихся ошибок учащихся, затем систематически повторяем не усвоенный материал. Нравится читать сочинения школьников. Старшеклассники интересно излагают мысли, по прочитанным произведениям делают нестандартные выводы. Бывает, пишут и в стихах. Предметы русский язык и литература взаимосвязаны. Один дополняет другой. Поэтому обеим этим дисциплинам уделяю одинаково важное внимание.
Любовь Александровна каждый урок литературы старается сделать запоминающимся. И современные техсредства выручают учителя. Одно дело – листать книгу, пересказывать содержание программного произведения, другое – создать музыкальное сопровождение, показать отрывки художественного или документального фильма.
- У нас очень сильный, и я бы сказала, интеллигентный, мыслящий 9а класс (классный руководитель В.Н. Горшалева). Совместно с ребятами организуем творческие уроки. Недавно состоялся живой разговор о личности М.И. Кутузова, - приводит примеры Л.А. Андрющенко. - Считаю, в 11а интересно прошли уроки по произведению «Тихий Дон». В качестве иллюстрации мы использовали эпизоды из одноименного художественного фильма. Учащиеся испытали очень сильные эмоции. А перед прочтением «Мастера и Маргариты» М. Булгакова на урок пригласили батюшку. Он беседовал с учениками о вере, Библии. После этого ребята долгое время ходили под впечатлением. И после встречи со священником учащиеся подошли ко мне и предложили организовать экскурсию в храм станицы Новоивановской.
К каждому уроку тщательно готовлюсь. Готовность – это не только четкое знание материала, который собираюсь вложить в головы детей. Я стараюсь войти в образ. Допустим, изучаем Есенина. Непременно оденусь соответствующе – например, накину на плечи шаль.
Л.А. Андрющенко призналась, что ей по духу необыкновенно близка литература 19 века. И особенно трепетные чувства испытывает к творчеству Толстого, Тургенева, Чехова. Произведения этих авторов, по словам педагога, можно всегда обыграть и интересно подать ребятам. Когда изучали любовную лирику Тютчева, учитель предложила ребятам отправиться... на бал. Получился красивый тематический вечер – галантные юноши в строгих костюмах, девочки в бальных платьях, чтение стихов, исполнение вальса.
Быть на равных
Еще в школе учитель литературы Надежда Михайловна Филатова стала тем человеком, который повлиял на выбор профессии своей ученицы Андрющенко. И, не раздумывая, девушка поступила в пединститут. А после вернулась в родную станицу и устроилась педагогом в СОШ № 2.
- Часто бывает, что молодые специалисты амбициозны, считают себя самыми умными. И я отчасти себя так вела, - вспоминает Любовь Александровна. - Однако у меня была мудрая наставница – Мария Николаевна Веклич. Она помогла вернуться с небес на землю. Нельзя учителю быть запанибрата с учениками, но и возвышаться над ними до невообразимых высот – тоже непозволительно. Ребенок должен чувствовать заинтересованность педагога дать ему знания, уважать, доверять.
- Сегодня дети более раскрепощенные, имеют на все свою точку зрения, активно размышляют и много знают. Согласны вы с этим? - интересуюсь я.
- Именно так. Иногда возникают тупиковые ситуации. Вопрос может прозвучать самый сложный, ответ на который я могу не знать. Мне не стыдно признаться в этом. После я обязательно прочту и донесу до ребят информацию. Своих мнений не навязываю им. Мне всегда интересно услышать их впечатления. Как же они научатся логически мыслить и рассуждать, если я заставлю их думать, как сама?
Оценка учителю
Оценка работы учителя – результаты учеников. Ежегодно преподаватель готовит учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации и Единому государственному экзамену. Русский язык – обязательный, литература – по желанию. Обычно школьники при выборе ориентируются на уровень своих знаний. В нынешнем году определились уже 30 девятиклассников. Они будут сдавать литературу. Это значит, что учащиеся уверены в своих знаниях.
Вообще, следует отметить, что каждый год много ребят преподавателя становятся победителями и призерами районных, зональных олимпиад по русскому языку и литературе. Одно из последних достижений – победа одиннадцатиклассницы Марии Назаровой в краевой олимпиаде по литературе. В нынешнем году она в составе команды Краснодарского края будет участвовать во Всероссийской олимпиаде в Москве.
Фото А. Толстых.