Мысли о жизни пожилых людей, об отношении к ним окружающих уже несколько дней не дают мне покоя. Хочется, чтобы они были по большей части светлыми, но на сердце легла грусть, и, прогнать ее, думаю, удастся только в случае счастливого завершения истории, которой я сегодня собираюсь с вами поделиться.
Накипело
- Ольга Егоровна Бурлакова? - уточняю у женщины, показавшейся во дворе частного дома на улице Первомайской, и, получив положительный ответ, представляюсь: кто я и откуда.
Опираясь на палочку, бабушка добралась до калитки и без лишних вопросов пригласила в свое жилище: специалисты новопокровского КЦСО «Кордон» предупредили свою подопечную о нашем визите.
- Ноги болят? - сочувственно интересуюсь у хозяйки.
- Ноги.., - протяжно вздыхает пенсионерка, - ничего не чувствуют. И он такой же, - добавляет, имея в виду супруга. - Столько рецептов, а толку? (Показывает на груды газет о здоровом образе жизни). А вот и Валентин Иванович. Знакомьтесь.
Сидевший на диване мужчина преклонного возраста слегка кивнул на мое приветствие и на протяжении всего разговора с его женой был молчалив.
- Говорите громче, - попросила Ольга Егоровна. - Мы оба плохо слышим. Три телефона в доме, а позвонят — не услышим. Возраст берет свое. Все болит. Сил нет, но понемножку что-то делаю. Крутимся, в общем, как можем. Я еще и приготовить покушать в состоянии, и постирать. Муж так и говорит: «Труженица ты моя».
Хочу что-то спросить, но не успеваю. Ольга Егоровна обрушивает на меня поток жалоб на свою с мужем физическую слабость, одолевшие их недуги, недостаток внимания со стороны окружающих. Я чувствую, сколько душевной боли скопилось в этих людях, и как она просится вырваться наружу. К горлу моей собеседницы подступает комок, она слегка опускает голову, и по лицу, изрезанному морщинами, катятся слезы.
- А что родня? - не могу удержаться от вопроса.
- Брат мужа далеко, в Ростовской области. У внучек свои семьи, дети. Одна в Краснодаре живет, другая – в Кропоткине. Танечка, доченька наша, два года уже как находится на лечении в Апшеронске. Сына нет в живых: погиб в автомобильной аварии. Спасибо, невестушка не забывает, навещает по возможности.
- А социальный работник? Насколько мне известно, она приходит к вам каждый день, кроме выходных.
- Верно, есть у нас хорошая помощница. И продуктов принесет, и полы помоет, и по хозяйству подсобит. А случись беда – первая откликнется. Помню, бачок расширительный в ванной лопнул – мы растерялись, плачем, не знаем, что делать. Смежная комната водой залита, стена полопалась – что мы сами сделаем, когда еле ходим? Давай Наташе звонить. Она прибежала, убралась, газовиков вызвала. «Не переживайте, - говорит, - все замажу, забелю». И слово сдержала. По счастью, у нас с ней сложились доверительные и дружеские отношения. Так приятно осознавать, что ты кому-то нужен. Жаль, мало общаемся. Но понимаем: таких, как мы, у соцработника много, и каждому нужно успеть уделить внимание.
Наташа, а точнее, Наталья Леонидовна Ковалева заслуженно пользуется уважением у своих подопечных. Не каждому дано прочувствовать чужую боль как свою, прийти на помощь незнакомому человеку, согреть добрым словом, уладить его житейские проблемы. Чего не скажешь об этой женщине. Избрав своим делом помощь инвалидам, одиноким и пожилым гражданам, соцработник понимает, что ее работа – не просто и обыденно обозначенный труд: обслуживание на дому. Она означает впускать в свою жизнь тех, кого посещаешь.
Время, времечко...
Прошу Ольгу Егоровну рассказать о своей трудовой жизни.
- По молодости работала учетчицей в полевой бригаде, потом – в кинотеатре, а последние годы до пенсии – экономистом в Госстрахе.
- А с Валентином Ивановичем как судьба свела?
- Познакомились в колхозе. Он шофером в Транссельхозтехнике трудился. Чемпионом по грузоперевозкам неоднократно становился. Как уборка урожая – за ним драка: «Нам только Бурлакова!». Так однажды и свиделись. Вот он какой был! Всегда впереди. Смотрите. Ольга Егоровна раскладывает передо мной фотографии прежних лет. На них – подтянутый, в строгом костюме мужчина с трудовыми наградами на груди. А здесь он на первомайской демонстрации, идет бодрым шагом с развевающимся в руках красным знаменем. А на этом снимке – с женой. Такие оба молодые, симпатичные, улыбающиеся. Что делает с нами время...
- Сколько вам сейчас лет? - обращаюсь к Ольге Егоровне.
- 86 и мне, и ему. Большая дорога пройдена. Умели работать. Любили жизнь. Хотели, чтобы она стала лучше.
- Если вам сегодня так необходима помощь со стороны, не хватает общения, то, может быть, стоит подумать о приемной семье? Такая форма социального обслуживания существует уже не первый год, и в случае с вами, уверена, она могла бы успешно реализоваться. Вы с мужем оба пенсионеры, инвалиды. Если бы нашелся человек или семья, пожелавшие о вас заботиться на постоянной основе, согласились бы жить вместе с ними, вести домашнее хозяйство?
- Были бы этому только рады. Но так, чтобы к нам подселить. Места всем хватит. А сами мы из своего дома уходить не хотим. Мы ведь в него столько сил и души вложили. Здесь дети выросли. Здесь все родное.
- Считаете, что можете ужиться с посторонними людьми? Все-таки вы привыкли к одному распорядку жизни, определенной домашней обстановке, а тут – другие взгляды, привычки...
- А почему бы нет? Характеры у нас спокойные, добрые. Если хорошие люди, отчего же не поладить? Главное – уважать друг друга, с терпением относиться к возрасту. Я понимаю: у нас, пожилых, немало своих «причуд», и к своим родным бабушкам и дедушкам люди порой не терпимы, что уж говорить о чужих стариках. Но все ведь когда-то такими будут.
- А кого вы видите рядом с собой в качестве опекуна?
- Желательно, чтобы это была женщина средних лет. Добрая, внимательная, хозяйственная. Мы готовы поделиться и кровом, и своим богатым житейским опытом, и душевным теплом, лишь бы это было взаимно. Знаете, старики очень больно переносят пустые обещания.
- Если найдутся люди, пожелавшие создать с вами приемную семью, будьте спокойны: специалисты центра социального обслуживания «Кордон» не останутся безучастными к вашей дальнейшей судьбе, они ежемесячно будут проверять, насколько качественно вам предоставляется уход, все ли устраивает в новой жизни...
Внезапно наш разговор с Ольгой Егоровной обрывает звонок мобильного телефона. Мне нужно срочно возвращаться в редакцию. Я объясняю бабушке поспешность своего ухода, прощаюсь с гостеприимной хозяюшкой. И чувствую, что между нами осталось много недосказанного, но… Вечное «но». Нам всегда некогда. Некогда остановиться на минуту в потоке сумасшедших дней и подумать: давно ли мы навещали своих престарелых родителей, звонили бабушкам и дедушкам, чтобы справиться об их здоровье? А они ждут и надеются, что дети и внуки проявят участие, ответят на любовь любовью и в трудный момент окажутся рядом.
Мне хочется надеяться, что и рядом с этой пожилой парой будут добрые люди, и забота, подаренная когда-то Ольгой Егоровной и Валентином Ивановичем окружающим, обязательно вернется им бумерангом. Ведь семья, даже приемная, – это спасательный круг для пожилых людей и инвалидов, оказавшихся в море житейских проблем, одиночества и болезней.
Напоминаем, что по всем вопросам организации приемной семьи в рамках губернаторской программы «Старшее поколение» следует обращаться в ГБУ СО КК «Новопокровский комплексный центр социального обслуживания населения «Кордон».