И.Н. Романченко освобождал Кубань, Европу.
Немецко-фашистское руководство придавало большое значение захвату Северного Кавказа. Это позволило бы гитлеровцам задействовать богатейшие ресурсы данного региона и распространить свою гегемонию на всё Закавказье, а затем - и на Ближний Восток с его огромными запасами нефти.
Битва за Кавказ продолжалась свыше 14 месяцев - с 25 июля 1942 года по 9 октября 1943-го. В ней участвовал и наш земляк - житель станицы Калниболотской Иван Николаевич Романченко.
- В конце февраля 1943 года, после освобождения Калниболотской от немецко-фашистских захватчиков, нac, 17-18-летних парней, призвали в Красную Армию, - вспоминает ветеран. - Пройдя подготовку в учебном батальоне, я получил звание старшего сержанта и направление для дальнейшего прохождения службы в 761-м стрелковом полку 317-й стрелковой дивизии.
В начале мая 1943 года советские войска ценой величайших потерь полностью очистили Крымскую от немецких захватчиков. Сама станица входила в оборонительныe рубежи «Голубой линии». Это было начало ее прорыва, и именно здесь мы заняли оборону. Впереди нас ожидали жесточайшие сражения и штурм самой укреплённой, труднопроходимой высоты 121,4.
Почти до середины сентября шли ожесточённые, кровопролитные оборонительные бои у рубежей «Голубой линии». 317-я стрелковая дивизия, входившая в состав 56-й армии, занимала оборону между сёлами Молдаванским и Киевским с выходом на высоту 121,4, а наш батальон - непосредственно на «Сопке героев».
Для поддержания стрелковых рот командиры миномётных подразделений вели корректировку огня, помогая пехоте отражать контратаки врага, заодно уничтожая огневые цели противника.
В одном из боёв был тяжело ранен командир миномётной роты. Её возглавил лейтенант Тарасов, а мне доверили взвод.
Очень свирепствовала вражеская авиация. До сотни пикирующих бомбардировщиков, сопровождаемых истребителями «мессершмитт», волна за волной наплывали на наши оборонительныe позиции, тылы, сбрасывая тысячи авиабомб. Для устрашения при пикировании включали сирены, сбрасывали железные бочки с дырами, которые издавали страшный вой. Кругом взрывы, огонь. Это был настоящий ад. Немцы чувствовали себя хозяевами в небе. Но когда появился капитан Покрышкин и другие асы на новеньких истребителях большой скорости и маневренности, воздушное господство стало переходить к советским лётчикам.
14 сентября 1943 года. 56-я армия под командованием генерал-лейтенанта А.А. Гречко перешла в наступление. И как бы фанатично враг ни сопротивлялся, оборона была прорвана. Успешно преодолевал сопротивление и наш батальон. И вдруг впереди атака захлебнулась, пехота залегла. В лощине на небольшой высотке вела беспрерывный, кинжальный огонь спаренная пулеметная огневая точка. Оказавшийся рядом командир батальона приказал моему миномётному расчёту уничтожить её. Задача была выполнена. Пехота поднялась в атаку.
Тем же вечером командир полка вручил расчёту награды, я удостоился медали «За отвагу».
9 октября 1943 года над Таманским полуостровом взвился советский флаг. За освобождение Кубани я получил первую благодарность от Верховного главнокомандующего И.В. Сталина, а до конца войны их было двенадцать.
Я остановился на некоторых эпизодах боевых действий на Кубани, ибо именно здесь принял боевое крещение, испытал самые страшные моменты, которые остались в памяти на всю мою жизнь.
В составе 317-й стрелковой дивизии я форсировал Западный Буг. За отражение атак и находчивость расчёт получил награды, в том числе и я - орден Славы 3-й степени.
Участвовал в освобождении венгерских городов и сёл. За выполнение важной боевой операции награждён орденом Красной Звезды.
За активное участие в боевых действиях награждён медалями «За взятие Бvдапешта», «За взятие Вены».
Для меня война закончилась 12 мая 1945 года. Пришлось добивать эсэсовские войска, отказавшиеся выполнять приказ о капитуляции.
Тяжело далась нам Победа в Великой Отечественной войне. Миллионы человеческих жизней она унесла. Я прошу подрастающее поколение помнить об этом и беречь мир, завоёванный нами.