«Три мушкетера» подсказали профессию
Не знаю почему, но педагоги в детстве представляются своим ученикам эдакими послушными мальчиками и девочками – во всем аккуратными, не бегающими сломя голову по этажам, не разговаривающими на уроках с соседями по парте.
Каково же было мое удивление услышать от учителя и завуча по учебной работе СОШ № 10 Марины Анатольевны Степыкиной, что она была нарушительницей дисциплины. Видимо, фонтанирующая энергия не давала девушке покоя. Но ученица со временем научилась направлять ее в благородное русло, активно занимаясь общественными делами и спортом. Ее считали лидером в школе. Отличницей М.А. Степыкина не была: с точными науками не дружила, а вот к литературе, русскому языку и в особенности к истории питала большую слабость. Эта любовь появилась, как только в третьем классе преподаватель прочла отрывки из произведения А. Дюма «Три мушкетера». И позже, когда в учебную программу ввели предметы истории, обществознания, Марина Анатольевна стала отдавать предпочтение им.
Информация, которая давалась в учебниках, не всегда удовлетворяла ее любопытство, и ученица часами просиживала в библиотеках, зачитываясь книгами, журналами, историческими романами. И потому иногда на уроках «мучила» учителя вопросами, на которые тот не всегда мог ответить. Делала это не ради бахвальства: очень хотелось, чтобы одноклассники тоже узнали интересную информацию, которую ей удалось почерпнуть из дополнительных источников.
По окончании школы выбор был сделан – КубГУ, и только исторический факультет! Вопреки желанию отца видеть дочь юристом.
{mospagebreak title=История – предмет интересный }
История – предмет интересный
И это утверждение небезосновательно: никакой другой предмет в последнее время не претерпевает таких изменений, как этот.
- Но как бы теперь ни трактовались некоторые исторические события, учащиеся должны знать – это наша история, ее уже не подкорректируешь, - говорит Марина Анатольевна. - Есть общепризнанные факты. Например, никто не будет оспаривать то, что революция произошла в 1917 году, а Великая Отечественная война началась в 1941-м. Но есть события, которые с течением времени толкуют по-разному. Как исторические факты должен подавать ребятам учитель? Нельзя умалять значение любой исторической личности. Каждый правитель был с набором своих положительных и отрицательных качеств. И я учу детей с уважением относиться к каждому из них. Мы не должны осуждать их за те или иные решения, но, зная, самим не совершать их ошибок.
М.А. Степыкина, как сама в этом признается, не навязывает детям свое мнение. Со временем они осознают то, что учили, и сделают свои собственные выводы. Тем не менее на все исторические события у самого педагога имеется собственный взгляд, и, что характерно, в любые времена один и тот же. Видимо, потому ей не понятна позиция тех людей, у которых оценки меняются со сменой власти.
Педагог из всех разделов истории больше всего любит период Великой Отечественной войны. Будучи ученицей, в составе группы школьников она часто ездила по местам боевой славы. В школе преподавали фронтовики, которые много рассказывали о своем ратном пути.
Учитель практикует исследовательскую работу. На протяжении многих лет вместе с учениками готовит рефераты, связанные с изучением истории Кубани, развития казачества. Ребята и педагог не раз побеждали в краевых конкурсах.
Преподаватель поручает учащимся писать рефераты на тему «Героические страницы моей семьи». Это не просто сочинение, а исторический документ с доказательной базой. Так Марина Анатольевна побуждает ребят заниматься поиском информации о своей семье, жизнь и деятельность которой неразрывно связана с историей государства.
М.А. Степыкина и в свою родословную «заглянула» до... 18 века. Предки – представители разных национальностей: молдаване, поляки, украинцы. Прадеды участвовали в войне 1812 года, в Первой мировой.
Накопленный педагогический опыт, а также любовь к своему предмету помогают М.А. Степыкиной сделать уроки интересными и запоминающимися. Однако одно дело объяснить материал, а другое – оживить его, облегчить восприятие. Конечно, мультимедийная установка, интерактивная доска помогают в процессе урока, но живое слово и книги, по мнению педагога, остаются приоритетными.
{mospagebreak title=Учитель и ученик}
Учитель и ученик
Взаимоотношения этих двух сторон складываются не всегда просто. Иные педагоги считают, что нужно поставить себя и дать ученику почувствовать разницу в образовании, возрасте.
Марина Анатольевна не создает высокие барь-еры недоступности друг другу и вовсе не исключает дружеские отношения со своими воспитанниками.
Разумеется, как и у любого другого педагога, у нее есть ученики, к которым она испытывает большую симпатию – за их желание учиться и тягу к глубокому познанию предмета.
Педагог не испытывает неловкости, когда учащиеся «мучают» вопросами (как когда-то она своих преподавателей) или откровенно указывают на ошибки. Она радуется! Тому, что ребенок мыслит и вдумчиво анализирует события. И только за это может поставить «отлично».
- Если же слышу неудовлетворительный ответ, то на «двойку» оцениваю свою работу, а не ученика: не сумела заинтересовать, не побудила к учебе, - делится М.А. Степыкина. - Такое вот требовательное к себе отношение.
Для учителя важно, чтобы успеваемость в классе была реальная. Не по хорошим оценкам в классном журнале судят о результатах, а по количеству победителей олимпиад и итогам ЕГЭ в выпускных классах. «Олимпийцев» у учителя истории и обществознания много, как и успешно сдающих главный экзамен.
М.А. Степыкина за 27-летнюю педагогическую деятельность отмечена многими почетными грамотами районного, краевого и министерского уровней. В 2007 году стала победительницей конкурса и признана лучшим учителем РФ.
Когда-то у Марины Анатольевны были хорошие педагоги – Раиса Степановна Сапрунова, Лидия Ивановна Масленникова из ст. Динской, преподаватели КубГУ и наставники – Тамара Васильевна Чертовская, Анатолий Васильевич Маслов и другие. Теперь уже она свои энергию, знания раздает без остатка детям, которые перенимают частичку ее души и становятся педагогами. Примерно 10 ее выпускников работают преподавателями. И некоторые из них теперь коллеги в СОШ № 10.
Фото А. Толстых