Последняя страница «Сельской газеты» пестрит объявлениями о продаже жилья. Кто-нибудь анализировал эту ситуацию? Сдаётся мне, что продают жильё люди, уезжающие на заработки в города. Активная опора экономики района. Или я не прав?
Такую тему для анализа предложил нам один из пользователей сайта редакции. тема на форуме
Обложившись номерами «районки», приготовив блокнот и ручку, беру телефонную трубку и начинаю обзванивать частных рекламодателей. Главным образом меня интересовала рубрика «Продаю».
- Здравствуйте, я по объявлению. Сколько желаете получить за домик в деревне?
- Прошу полтора миллиона.
- Я видела ваш дом. Мне кажется, цена слишком завышена.
- А вы за сколько хотите?
- В пределах 800 тысяч рублей.
- За эти деньги вы можете купить только забор, навес и, может быть, крышу.
Будем искать.
Так как я не представилась и разговор вела как потенциальный покупатель, то не стала раскрывать карты и интересоваться, почему продают жильё. В остальных случаях уже представлялась работником редакции и оповещала о цели звонка: исследую рынок недвижимости.
Что удалось выяснить? То, что люди в ценах равняются друг на друга. Если уж срочно нужно продать недвижимость, то можно ожидать снисхождения.
Итак, дом с газом - 800-900 тысяч рублей, хата с минимум удобств – 550, дома (весь спектр удобств) – полтора миллиона, 1200, 1800 тысяч рублей.
Обзванивала и квартиры: двухкомнатная в центре – полтора миллиона рублей, трёхкомнатная в поселке сахарного завода – миллион двести.
Пообщалась примерно с 15-ю рекламодателями. Выясняла, конечно, обоснованность цены, цель продажи жилья.
Что выяснила? Цена складывается из нескольких слагаемых - наличие удобств, комнат, ремонт, хозпостройки, гараж, площадь земельного участка и так далее. Чем больше плюсов, тем выше стоимость апартаментов.
Другой вопрос – платежеспособность населения. Могут ли новопокровчане себе позволить за наличные или в кредит приобрести недвижимость? Могут, конечно, но не все.
Для большинства, уверена, даже самая минимальная сумма - 550 тысяч рублей за хату с минимум удобств - кажется большой. Совпадают ли спрос с предложением? Спрашивала рекламодателей о том, как часто к ним обращаются потенциальные покупатели. Отвечали примерно так: «Звонят часто и, прежде всего, интересуются ценой. Если устраивает, приезжают. У всех сейчас проблемы с финансами».
Теперь разберёмся с тем, почему продают. Сколько людей – столько и причин для переезда.
Престарелые супруги решили перебраться поближе к детям. Другая семья купила новый добротный кирпичный дом и меняет место жительства. Молодые из-за отсутствия работы в станице решили податься на родину жены в город. Там подыскивают жильё. За те деньги, которые они выручат от продажи квартиры, планируют приобрести домик где-нибудь вблизи мегаполиса. Мужчине дом достался по наследству. Ограничивались и такой причиной, как «семейные обстоятельства». У одного рекламодателя повышение по службе вынуждает менять место жительства, необходимо купить дом в близлежащем городе. Женщина пытается продать дом, чтобы в последствии купить квартиру здесь же, в станице. Пояснила так: «Частный дом требует большого ухода и постоянной траты денег. К тому же мужских рук нет, а самой мне не под силу управиться».
Как видите, нельзя связывать продажу домов и квартир лишь с оттоком населения из района.