Запомнить меня

Бизнес из девяностых

Бизнес из девяностых
25 июля — День работника торговли

Перестройка, задержки заработной платы, массовое сокращение рабочих мест… Молодому поколению это даже и представить трудно. А вот тем, кто постарше, вспоминать не хочется. Конец 90-х годов прошлого столетия круто изменил судьбы многих людей.

Бухгалтеры, токари, учителя, инженеры, оставшись без работы, хватались за любую возможность, чтобы прокормить семью и как-то выжить. И многие в одночасье стали предпринимателями. Бизнес 90-х существенно отличался от нынешнего ведения дел. Предпринимателем считал себя каждый, кто вышел на рынок заработать на кусок хлеба. То было время малиновых пиджаков, золотых цепей, рэкета и челночества. Государство практически не регулировало развитие бизнеса. Каждый сам за себя.

Спустя три десятилетия мы встретились с теми, кто прошел огонь, воду и медные трубы и сегодня занимает свою нишу в малом бизнесе Новопокровского района. А о прошлом они вспоминают с улыбкой, как будто и не было того периода, тех голодных 90-х. Вот несколько историй

Уловимый аромат «Алёнки»

Ирина Каменская:

– Шел 1998 год. Как сейчас помню, наша семья из Грузии, где назревала конфликтная ситуация, переехала на благодатную Кубань. Думали – заживем! Но не тут-то было. Работу по своей специальности (я бухгалтер) найти было невозможно. Предприятия закрывались, те, что работали, массово сокращали штаты. Сын и дочь заканчивали школу. Поэтому кроме вопроса, чем накормить семью, вставал и другой: как и на что учить детей в дальнейшем?

Сейчас с ужасом вспоминаю тот период. В моей жизни был месяц, когда в кармане и рубля не было. Но, думаю, это обстоятельство сделало меня сильнее. Тогда я и пошла в бизнес. Но это сейчас так называют предпринимательскую деятельность. О принятых сегодня понятиях «высокий сервис» или «качественное обслуживание» даже не задумывались. Не было и никаких поставщиков. Искали товар сами, мотаясь с огромными сумками по близлежащим регионам. В стране был дефицит, поэтому каждая новая продукция воспринималась диковинной, а значит, и пользовалась спросом.

Так как денег в моем распоряжении было немного, решила торговать косметикой. В ассортименте было несколько флаконов с лаком для волос, губные помады. На рынке предоставили место в открытом ряду, где сейчас и стоит мой павильон.

Свой бизнес Ирина Каменская начинала с нескольких флаконов лака для волос и губных помад. Сегодня в ассортименте магазина «Алёнка» – тысячи наименований косметической продукции

Свой бизнес Ирина Каменская начинала с нескольких флаконов лака для волос и губных помад. Сегодня в ассортименте магазина «Алёнка» – тысячи наименований косметической продукции

...Времена года менялись быстро. Зарабатывая деньги, которых едва хватало на содержание и учебу детей, не замечала, как распускались цветы, появлялась на небе радуга, прилетали и улетали птицы…

Но через несколько лет все же расправила спину (или крылья, которые каждый год прибавляли по перышку). Построила павильон, который получил название в честь дочери, – «Алёнка». Почему? Потому что именно дети сделали меня такой, какая я есть сейчас: сильной и счастливой.

Сегодня модель бизнеса значительно отличается от 90-х. Наконец пришло то время, когда продавец заботится о качестве реализуемой продукции. Прежде чем я выставлю на продажу новый товар, изучаю массу отзывов о нем в Интернете, испробую на себе и только потом предлагаю людям. Есть репутация — есть клиент. Появились огромные возможности для расширения ассортимента. Только одних красок для волос в моем павильоне представлено более 50 наименований.

Бизнес сегодня может рассчитывать на поддержку от государства. К примеру, в период пандемии мы не работали. Позже индивидуальные предприниматели получили компенсационные выплаты.

Но неоспоримым остается тот факт, что несмотря на всю тяжесть ведения бизнеса в то время, удивить потребителя было намного проще, да и конкуренция была намного ниже.

И возродился «Феникс»

Юрий Факеев:

– 90-е годы прошлого столетия — это время, когда верили на слово, платили наличными, кидали на деньги. В общем, мы жили тогда в духе перемен.

Мой бизнес начался с увлечения и профессии. Всегда был неравнодушен к технике, получил образование техника-электромеханика. Работал в мастерской по ремонту телевизоров. Началась перестройка. Все массово обретали статус «предприниматель». В 1995 году и я ушел, так сказать, в бизнес. В то время был спрос на телевизоры: импортные, новомодные. Пришлось продать свой, чтобы купить еще один и тоже продать. Это и был мой стартовый капитал.

Юрий Факеев не раз попадал в сложные ситуации. Но всегда возрождал свое дело. И магазин не случайно назван «Феникс»

Юрий Факеев не раз попадал в сложные ситуации. Но всегда возрождал свое дело. И магазин не случайно назван «Феникс»

В 1995 году занял место на рынке станицы Новопокровской, занимался выездной торговлей. Спрос рождал предложение. Часто за новой техникой приходилось ездить в Москву. Это сейчас все просто – зашел в Интернет на сайты оптовых магазинов, выбрал товар, поставщика, заказал доставку. И уже через несколько дней новая техника радует покупателей. А раньше все было по-другому. Случалось, что подставляли на деньги. Приходилось как-то выкручиваться, все начинать сначала. Были в те годы и рэкет, и крышевание.

Возрождались, как Феникс. Наверное, поэтому и название своему магазину дал такое мифологическое – «Феникс». Открыл его в 2006 году. Сегодня в ассортименте у меня уже более 1 000 наименований бытовой техники. Цены не накручиваю, и это привлекает покупателей. К тому же весь товар проходит у меня испытания. Жива еще моя страсть к технике. Поэтому с интересом новый утюг или микроволновую печь раскручиваю и разбираю по винтикам. Если качество изготовления или деталей не устраивает, то продавать такой товар людям никогда не стану.

Масло масляное

Татьяна Грекова:

– Очередное трудовое утро в 1993 году пошло наперекосяк. Руководство было кратким. Прозвучали слова: «Пиши заявление». Фраза, которую боялись услышать в то время тысячи новоявленных россиян, — уже бывших жителей Советского Союза. Так из работника районного узла связи я молниеносно превратилась в безработную.

Выход был один — идти торговать на рынок. Это сейчас у нас свои магазины и павильоны с необходимым инвентарем, морозильными камерами, холодильниками, крытыми прилавками. А тогда все было совсем иначе. Торговали на улице. Причем каждый всегда возил с собой и рабочее место: сколоченный деревянный столик и скамейку. Зимой мерзли. Иногда даже теплые сапоги, надетые на несколько пар носков, не спасали от холода. Пять-шесть часов на морозе не каждый подготовленный солдат выдержит. А мы выдерживали.

 Татьяна Грекова хорошо помнит время, когда приходилось торговать не в обустроенном магазине, а на улице с самодельного стола

Татьяна Грекова хорошо помнит время, когда приходилось торговать не в обустроенном магазине, а на улице с самодельного стола

Выбирая нишу для бизнеса, сразу в семье определили: продовольственные товары. На новую одежду у людей не всегда средства были, тем более в конце прошлого столетия, а еду человек обязательно купит. Сначала торговали сливочным маслом. Брали его на новопокровском маслосырзаводе, который уже давно прекратил существование, и продавали на рынке. Постепенно расширили ассортимент. Добавили сыры и молочную продукцию. Мотались за ними аж в Ростов-на-Дону. Тысячи километров за неделю накручивали. Вспомнить страшно.

Постепенно бизнес переходил в новое русло. Нас, продавцов товаров продовольственной группы, перевели в крытый павильон на рынке. Когда-то этот магазин носил красивое название «Дары природы». Но, как и сырзавод, он канул в Лету.

В 2006 году построила торговый павильон. Бизнес стал семейным. Подключились дети — дочери Марина и Евгения. В торговлю «пошли» и внуки. Помогают бабушке в магазине: расставляют баночки и коробочки на полках. А заодно и подрабатывают на летних каникулах. Самые маленькие берут «оплату» сладостями.

Таким был новопокровский рынок на рубеже столетий

_dsc2399

_dsc2401

_dsc2404

_dsc2405

_dsc2413

dsc00179

dsc00212

dsc00217

Цифры и факты

  • Потребительская сфера в районе характеризуется стабильной ситуацией с удовлетворением спроса населения на основные продовольственные и непродовольственные товары, высоким уровнем товарной насыщенности рынка и высокой конкуренцией.
  • С 2008 по 2019 год наблюдается позитивная динамика показателей, характеризующих состояние потребительской сферы района:

темп роста оборота розничной торговли составил 307,9 %;

оборота розничной торговли — 124,1 %;

оборота общественного питания — 252,9 %;

обеспеченность торговыми площадями на 1 000 жителей увеличилась на 74,9 % (с 331,5 кв. м в 2008 году до 579, 7 кв. м в 2019 году).

  • В последние годы развитие розничной торговли ориентировано на разработку проектов современных магазинов, оснащенных новейшими видами торгово-технологического оборудования, и внедрение прогрессивных методов продажи и дополнительных услуг по обслуживанию покупателей. Развиваются крупные торговые сети федерального и регионального значения. С каждым годом оборот розничной торговли увеличивается. Это связано с расширением ассортимента товаров и качеством предоставляемых услуг.
  • Потребительская сфера в районе представлена системой потребительской кооперации и предпринимателями без образования юридического лица. На сегодня это 415 объектов розничной торговли с площадью 26,5 тысячи квадратных метра, 52 предприятия общественного питания, в том числе 26 общедоступных объектов на 936 посадочных мест, 92 объекта бытового обслуживания. Для сравнения, в 2017 году было зарегистрировано 400 объектов розничной торговли с торговой площадью 23,9 тысячи квадратных метра, 59 предприятий общественного питания, в том числе 33 общедоступных объекта на 1 233 посадочных места, 116 объектов бытового обслуживания.

На территории района осуществляет деятельность один торговый комплекс (центральный рынок) с торговой площадью 2,8 тысячи квадратных метра, включающий в себя 307 торговых объектов.

По данным отдела торговли администрации МО Новопокровский район.

Joomla SEF URLs by Artio