- 24 июля — День работника торговли
Развитие новых технологий, пандемия, самоизоляция, дистанционные продажи… Последний год внес коррективы в потребительское поведение земляков. Многие, освоив торговые Интернет-платформы, предпочли покупки онлайн. Отреагировал и малый бизнес. Продвинутые предприниматели тут же организовали странички в соцсетях, предлагая «магазин на диване». В канун Дня работника торговли «СГ» мы попытались выяснить, смогут ли Интернет-магазины полностью заменить привычный нам формат офлайн-продаж.
Ирина Каменская в бизнесе — не новичок. В торговле работает более 20 лет. У нее стабильный доход — есть небольшой магазин косметики. Сама стоит за прилавком. Многих постоянных клиентов знает по именам.
– Когда все ушли на самоизоляцию, торговля замерла, – рассказывает Ирина. – Люди не выходили из дома, магазины, кроме продуктовых, не работали. А надо было как-то жить. Тогда на помощь пришел Интернет. Сориентировалась сразу. В соцсетях завела странички, выкладывала товар. Так начались первые онлайн-продажи. Когда все вышли на работу, общение с покупателями через соцсети продолжила. Выставляю на страничках парфюмерные новинки, общаюсь с клиентами. Так онлайн стал неотделимой частью офлайн.
Но Ирина уверена, что магазины никогда не исчезнут. Люди приходят за общением, товарами, которые можно потрогать, померить или понюхать.
У Екатерины Канищевой — магазин детской одежды в станице Новопокровской. Плюс — странички в социальных сетях, которые девушка активно развивает. Без них, говорит представитель малого бизнеса, сегодня вести торговлю сложно. Люди идут в магазин за конкретными покупками, заранее изучив ассортимент онлайн.
В период самоизоляции такой подход к развитию торговли выручил. Клиенты выбирали товар, Екатерина организовала доставку.
Кроме того, уверена девушка, онлайн-формат расширяет границы, привлекая покупателей из других населенных пунктов. К тому же в соцсетях для привлечения новых клиентов Екатерина часто организует акции, лотереи. Подарки вручает не виртуальные, а реальные. И людям это очень нравится.
Надежда Оксанич одевает женщин в красивые платья, сарафаны, костюмы. Ассортимент женской одежды в ее магазине велик. Однако в соцсетях вы ее не найдете. Работает женщина только офлайн.
– Пыталась развивать и онлайн-торговлю, – говорит Надежда. – Но поняла, что это не мое. Не очень дружу с техникой. Считаю, что лучше пусть прекрасные женщины придут ко мне в магазин, выберут понравившийся товар, примерят, покрутятся перед зеркалом и получат наслаждение от шопинга. «Магазин на диване» такого ощущения не дает.
А вот у Елены Абеленцевой другой подход. Она много лет торгует обувью на центральном рынке станицы Новопокровской.
– Только офлайн! – говорит Елена. – У продавца должен быть живой контакт с покупателем, общение. Да и как можно выбрать красивые туфельки по фотографии, не примерив их, не потрогав, не ощутив комфорта? Поэтому не заводила страничек в соцсетях и делать это не планирую.
А что же по этому поводу думают покупатели?
Диме Рублёвскому 12 лет. Но он уже не раз совершал онлайн-покупки. Говорит, что это очень удобно. Его бабушка, Елена Фёдоровна, признается, что в этом ничего не понимает. Но если что-то надо, а магазине этого товара нет, Дима всегда приходит на помощь, заказывая вещь через Интернет. Пожилая женщина удивляется современным технологиям, но уверена, что старый формат торговли никогда и никуда не денется. Магазины как были, так и останутся. Особенно продуктовые товары.
Анна Колупайченкова с онлайн-торговлей в контрах. Был неприятный опыт. Женщина рассказывает, что однажды решила заказать швейную машинку. Продавец Интернет-магазина так красочно расписывал товар, что сомнений не было — это лучшая машинка в мире. Когда пришел товар, и Анна его распаковала, была разочарована. Швейная машинка не соответствовала заявленным продавцом качествам. Сдать обратно вещь Анна не смогла. Теперь машинка так и лежит в коробке. Деньги потрачены зря.
Мама пятерых детей Елена Ример не представляет покупки без онлайн.
– Как подумаю, что я с детьми пришла, например, в магазин игрушек, так ужасаюсь, – говорит женщина. – Они бы все с полок смели. А так открыла страничку Интернет-магазина, заказала именно то, что сейчас надо каждому, получила в офисе продаж и спокойно раздала каждому. Все довольны, время и деньги сэкономлены. Точно так же и с детскими вещами, и с товарами для дома и быта. Все покупки можно заранее спланировать. Онлайн-торговля — большое достижение современной жизни.
Даша Лоскутова — представитель молодого поколения. Девушка — активный пользователь Интернета. И поэтому онлайн-покупки для нее обычное дело. Чаще всего Дарья через Интернет-магазины заказывает косметику.
Считает, что за Интернет-магазинами будущее торговли.
Не отстает от молодых и старшее поколение. Например, Геннадий Васильевич Кобзев. Онлайн-покупки — обычное дело. Чаще всего приобретает товары для дома, ароматные чаи, обувь. Считает, что такой формат очень удобен. В чем плюсы? В том, что представлен большой ассортимент товаров, бывают скидки и акции, экономия времени. Но уверен, что никакие Интернет-магазины никогда не заменят обычные. Людям они гораздо привычнее, да и пообщаться можно.