Поехать в угодья ООО «Охотничье хозяйство «Кубань» нас попросили жители Новопокровского района
А был ли приказ?
«Почему нас не пускают грибы собирать?», – в редакцию написала женщина. Другая новопокровчанка прислала видео, на котором виден сплошной забор, которым огорожена территория охотхозяйства. Автор ролика за кадром рассказала, что при попытке въезда на территорию охранники сослались на приказ и не пустили в лес.
Приказ действительно существует. И он находится в открытом доступе на сайте регионального ведомства. Приказ министерства природных ресурсов Краснодарского края № 1535 от 16 октября 2020 года «Об ограничении пребывания граждан в лесах» гласит:
Из документа четко видно, что подобные меры вводились не только на территории лесхоза, но и всего лесного фонда региона.
Главный враг – человек
– Все помнят, как горели леса заповедника Утриш, Ростовской, Воронежской и других областей, – рассказывает главный охотовед ООО «Охотничье хозяйство «Кубань» Николай Новак. – И во всех случаях виноват человек. Нет у большинства наших людей культуры отдыха на природе. Вот поэтому и ходим уговариваем посетителей леса, чтобы за собой мусор убирали и костры не разжигали.
В подтверждение своих слов Николай Владимирович показывает особо полюбившиеся новопокровчанам места отдыха в лесхозе. Везде видны последствия пребывания человека – стеклянные и пластиковые бутылки, жестяные банки, целлофановые пакеты, бумажные мешки из-под угля и многое другое. Люди, видимо, настолько расслабляются во время отдыха на природе, что просто не в силах собрать за собой мусор и выкинуть в бак, который расположен неподалеку. Особенно ленивы молодые люди, подчеркивает Николай Владимирович.
– Обратите внимание на состояние посадок вдоль дороги, ведущей в лесничество, – продолжает охотовед. – Они завалены мусором. Сегодня утром только увидел два свежих мешка.
«Кому не лень везти свое «добро» в такую даль? – подумала я. – Ведь явно это делают жители близлежащих населенных пунктов – поселка Кубанского или станицы Новопокровской. Но почему не в любой мусорный бак, расположенный недалеко? Уж он-то явно ближе лесхоза? Нам этих людей не понять!»
Не дать погибнуть лесу
– Конечно, людям не нравится, что их ограничивают, – говорит Николай Владимирович. – Но это необходимость. Действительно, до 8 ноября мы никого не пускали в лес. Уже 9-го все ограничения сняты. Мы не занимаемся самодеятельностью, а только соблюдаем законодательство.
У нашего охотничьего хозяйства лес в аренде, и мы ведем здесь свою деятельность. На территории реализуется проект освоения леса, в течение десяти лет мы должны его осуществить. В рамках него прорабатываем просеки и кварталы, делаем пожарные минерализованные полосы, противопожарные каналы и многое другое. То есть принимаем все усилия, чтобы сохранить лес. Главная задача – не дать ему погибнуть. Помимо этого, мы занимаемся воспроизводством популяции пятнистого оленя и дикого кабана. Этот процесс очень долгий. Для достижения необходимой численности понадобится как минимум еще пару лет.
За порядком в лесу днем и ночью следят инспекторы, егеря и сотрудники частного охранного предприятия. Как рассказал охотовед, случаев браконьерства в последнее время стало значительно меньше. В основном закон нарушают местные жители.
– Часто люди в штыки воспринимают предупреждения, – говорит Николай Владимирович. – Но ведь они находятся в лесу, где есть дикие животные. Например, с сентября по ноябрь у оленей гон. В этот период самцы очень агрессивны, они дерутся, бьются за самок, отвоевывают свою территорию. Если в такой момент оказаться поблизости, они не будут разбираться, кто перед ними – олень или человек – могут напасть на любого.
В декабре идет гон у кабанов. Они, кстати, считаются одними из самых опасных животных для человека. Клыками могут и убить, если почувствуют опасность. Но людям это сложно объяснить, они же приехали погулять по лесу или грибы собирать. А тут им говорят, что лучше туда или сюда не ходить.
«Зачем забор?»
Это вопрос мы задали Николаю Владимировичу.
– Огородили животных от людей, а не наоборот, – пояснил охотовед. – Животные дикие, поэтому пугаются машин и людей. Помимо этого, у нас есть лицензия на полувольное содержание диких животных. Поэтому поставили по периметру забор, чтобы зверь от нас не уходил и оставался в лесу. Еще одна причина – таким образом мы защищаем близлежащие поля хозяйств. Как только зеленая пшеничка всходит, животные выходят из леса ею полакомиться.
Могут выесть полностью поле. Фермеры терпят огромные убытки, жалуются. К тому же сельхозугодья могут обрабатывать различными химикатами, что вредно для животных.
На территории леса есть несколько полей, которые работники охотхозяйства самостоятельно возделывают и засеивают озимой пшеницей, люцерной, многолетней травой. Они ничем не обрабатываются и безопасны для животных.
Урожай лесные жители собирают самостоятельно. Также в лесу организованы 12 подкормочных площадок, куда три раза в неделю завозят корм.
– Сейчас будем больше подкармливать животных, так как они теперь не могут выходить на фермерские поля. Да и зима скоро наступит, – говорит Николай Владимирович.
– Охота ведется в лесу? – интересуемся.
– На территории леса проводится только охота с целью регулирования численности хищников, в частности, шакалов. В такие дни мы на въезде в лес выставляем стенды с предупреждающей информацией. Я уже говорил, что наша главная задача – восстановить лес и популяцию диких животных. Надеемся, что люди нам в этом помогут и будут хотя бы поддерживать здесь чистоту и порядок.