В этом году исполнится 100 лет со дня рождения участника Великой Отечественной войны Михаила Васильевича Перепелина.
Михаил Васильевич Перепелин за проявленный в боях героизм награжден медалью «За боевые заслуги», орденом Красной Звезды, многочисленными медалями за взятие и освобождение городов.
В представлении к награждению орденом Красной Звезды командир комендантской роты 33-го стрелкового корпуса капитан Михайлов так характеризовал бойца Перепелина: «Тов. Перепелин, работая на машине «Пикап-ГАЗ-А», в период преследования беспорядочно отходящего противника перевозил оперативную группу управления корпуса. Перепелин, любя Родину и ее представителей – офицерский состав, несмотря на погоду и природные преграды на пересеченной местности, отменно водил и водит машину, своевременно прибывал в новые пункты КП, указанные командиром корпуса. За все время работы Перепелин не имел ни одной аварии. Зная важность своей работы, он умело провел свою машину вброд через реку Тротуш, преодолевая большие подъемы и спуски, укладываясь во время, данное для переброски оперативной группы».
Призвали Михаила Васильевича в Красную Армию в 1939 году, а с октября 1941-го он активно участвовал в боях с фашистами. Был фронтовым шофером вначале в 230-й стрелковой дивизии.
«В период боевых действий, – писал о нем военный прокурор 33-го стрелкового корпуса гвардии майор юстиции Собичевский 15 октября 1943 года, – под огнем противника, рискуя жизнью, подвозил боеприпасы на передний край и вывозил раненых с поля боя... Тов. Перепелин – смелый, решительный, дисциплинированный. Партии Ленина–Сталина и социалистической Родине предан. Достоин правительственной награды — медаль «За отвагу».
Читал я документы о боевых подвигах М.В. Перепелина и вспоминал «Песенку фронтового шофера» Марка Бернеса.
Сложно и трудно было в ту пору фронтовым шоферам. Не хватало горючего, запчастей. Самому Михаилу Васильевичу в короткие перерывы между боями приходилось ремонтировать автомобиль. Каждый раз, когда глох двигатель, приходилось брать в руки пусковую рукоятку и изо всех сил, рывками крутить ее.
А сколько выдержки, мужества требовалось, чтобы по бездорожью в короткий срок доставить важные грузы на передовую. Машину бросало из стороны в сторону по ухабинам, совсем рядом разрывались снаряды, но ничто не останавливало рядового Михаила Перепелина. Точно по назначению и в установленный срок доставлял он грузы, а на обратном пути собирал раненых бойцов и спешил доставить их в передвижной госпиталь. Михаилу Васильевичу приходилось нередко под ураганным огнем противника погружать и выгружать грузы. Ему везло, конечно: вражеские снаряды долго пролетали мимо. Но однажды он был ранен в руку. В госпиталь не уехал, а с перевязанной рукой продолжал исполнять воинский долг.
Прослужив девять лет после демобилизации, М.В. Перепелин вернулся в семью. Работал путевым рабочим на железнодорожной станции «Порошинская», дорожным мастером, бригадиром.
В 1957 году Михаил Васильевич и члены его семьи переехали в станицу Новопокровскую. Поселили их в будке 489 километра. В 1977-м по состоянию здоровья он уволился.
Времени с тех пор прошло немало, но до сих пор о нем с теплотой вспоминают его сослуживцы, члены их семей. Отец ветерана педагогического труда Клавдии Семёновны Татаринцевой Семён Ефимович Тарасенко много лет трудился под руководством М.В. Перепелина.
– Я хорошо помню этого замечательного человека, – сказала мне Клавдия Семёновна. – Мой папа был старше его на 17 лет, но он называл его только по имени и отчеству. Так к нему обращались и остальные железнодорожники. Его все уважали за редкую деловитость, хозяйскую жилку и душевность. В те далекие годы все держали коров. Они кормили большие семьи.
Всем железнодорожникам выделяли площадки у железнодорожных путей для сенокоса. Очень важно было, чтобы сено после косовицы не пересохло. Опасно было его держать сухим возле путей: из-под колес поездов летели искры, и мог случиться пожар.
Михаил Васильевич, верно оценивая обстановку, разрешал рабочим на несколько часов оторваться от работы и перевезти сено домой. Потом это все компенсировалось еще более сознательным отношением железнодорожников к своим обязанностям.
Папа был в хороших отношениях с Михаилом Васильевичем. Всегда приглашал его и его жену Анастасию Захаровну на семейные праздники. Папа хорошо играл на баяне. Гости пели, веселились. Такие торжества надолго запоминались своей теплотой, искренностью отношений между участниками.
Семья Михаила Васильевича была работящая, дружная. Вместе с женой, детьми они выращивали гусей, уток, овец. Держали долгое время корову. В те годы было трудно приобрести необходимые для дома принадлежности. М.В. Перепелин своими руками изготавливал мебель, делал для детей лыжи.
– У папы, – вспоминает его дочь Любовь Михайловна Пальчикова (Перепелина), – были золотые руки: он все для дома мог сделать сам. Он сделал нам парту, книжный шкаф, буфет. Он построил мне дом.
Вместе с женой Михаил Васильевич воспитал четырех детей (дочерей Нину, Галину, Любовь и сына Валерия). Нина Михайловна и Галина Михайловна получили среднее специальное образование, а Любовь Михайловна – высшее. Все дети стали образцом трудолюбия. С Ниной Михайловной Ремыга (Перепелиной) мне довелось вместе трудиться. Мы, коллеги, поражались не только ее удивительной работоспособности, но и умению быстро освоить новые, совершенно незнакомые для нее участки работы. Отличалась Нина Михайловна редкой добротой, обостренной справедливостью. Всегда вставала на защиту обиженных чинушами людей.
По-доброму отзываются сослуживцы и об остальных детях М.В. Перепелина.
Видимо, все лучшее передалось им от отца. Он отличался редким вниманием к людям, особенно к жене, детям, и этим заслужил добрую память всех, кто его знал.
Фото предоставлено Л. Пальчиковой.