Подводники рассказали о службе в армии
В. Скорова
«Нет ничего прекраснее на свете в конце похода всплыть из глубины!» Это выражение знают те, кто служил на подвод-ных лодках. Все они ежегодно 19 марта отмечают День моряка-подводника. Среди них и наши земляки, жители села Горькая Балка Алексей Никитович Путевской и Геннадий Анатольевич Савенко.
В армию Алексея Путевского призвали в 1970 году. «Учебка» в Севастополе, затем служба на Балтике.
– Я был дизелистом, – вспоминает Алексей Никитович. – Служил на дизельной средней подводной лодке. Прошли ремонт, ходовые испытания и вышли в учебный автономный дальний поход. Длился он 30 суток.
Экипаж выполнял разные задания: погрузиться и выйти на связь с другой подлодкой, глубоководное погружение на максимальную глубину, учебные стрельбы и так далее. Нас не предупреждали, куда идем, что будем делать. Всю информацию знали только командир, замполит, штурманский состав. Все время были в напряжении, отдыхали мало, ведь в любой момент могли получить приказ на выполнение задания. Спали на подвесных койках. Кормили хорошо, четыре раза в день. В один из приемов пищи обязательно давали красное вино, шоколадку и таранку. Сложно было тем, кто страдал морской болезнью, им приходилось постоянно жевать галеты или сухари, чтобы облегчить свое состояние.
Геннадию Савенко в дальний поход отправиться не довелось.
– В 1980 году призвали на срочную службу. Попал в морфлот, в подводные силы. Наши ровесники в другие рода войск шли на два года, мы – на три. Гордость была. Первые шесть месяцев провел в учебной части 09990 в Кронштадте. Вышел оттуда химиком-дозиметристом. По распределению попал на Кольский полуостров. Узнал, что буду служить на атомной подводной лодке, – рассказывает Геннадий Анатольевич. – Готовились выходить в дальний поход, но по каким-то причинам нас расформировали, и он отменился. Я стал перезарядчиком реакторов атомных подводных лодок. За время службы участвовал в пяти перезарядках.
В «учебке» мы изучали предмет «Борьба за живучесть». Нам рассказывали и показывали, как поступать в той или иной аварийной ситуации. Несмотря на то, что мы получили много навыков и теоретических знаний по этой теме, оказаться вживую в такой ситуации не хотелось. Хорошо, что и не пришлось.
Многие знают, что срочники перед увольнением в запас готовят специальную форму. Украшают ее шевронами, аксельбантами или нашивками со значками. О том, как готовили форму перед дембелем в 70-х годах прошлого века подводники, рассказал и Геннадий Анатольевич:
– Тогда были модными брюки клеш. А мы носили одежду из сукна, которой под воздействием высокой температуры можно было придать необходимую форму. Так вот мы сооружали «торпеду» (так называлась самодельная установка) и натягивали на нее брюки. Обдавали паром и делали их клешеными. Но надо было знать меру, ведь при растягивании ткань становилась тоньше и могла порваться. По уставу такую форму носить было нельзя, поэтому щеголяли в ней по пути домой.
Алексей Никитович и Геннадий Анатольевич поздравляют всех подводников с профессиональным праздником. Желают всем крепкого здоровья, благополучия в семьях, мирного неба над головой и чтобы радостные, веселые, замечательные события, связанные со службой, никогда не забывали и вспоминались при встречах.