Запомнить меня

Последние «выжившие» в квартирах

Последние «выжившие» в квартирах

Кадры фотокорреспондента «СГ», которые он привез из очередной командировки, напоминают больше кинохронику из Чернобыля, зону отчуждения, время, когда люди после катастрофы в спешке покидали жилье. Или фильмы, где после апокалипсиса остаются полуразрушенные квартиры, где мародеры вынесли батареи, трубы, сантехнику…

Но нет. Эти снимки сделаны всего в 15 километрах от районного центра, селе Горькая Балка. Пять многоквартирных домов зияют пустыми окнами. 90 квартир пришли в упадок.

dsc00579

Но даже здесь, в таких условиях продолжают жить люди. Их не много. Заняты не больше десяти квартир в двух домах. А у подъездов пустых домов на ветру развеваются свежие объявления, где перечислены номера квартир, имеющих долги за электроэнергию, которой здесь нет уже несколько лет…

dsc00643

Одна из старейших жительниц дома – Валентина Витальевна Богуш. До смерти мужа жила в трехкомнатной квартире. Потом переехала в двушку напротив. Благо выбор вариантов большой. Весь подъезд свободный.

– Мы не живем, а существуем, – говорит Валентина Витальевна, приглашая корреспондентов в квартиру.

Жилым помещением назвать ее сложно. Со стен давно отвалились обои, бетон, почерневший от сырости, блестит каплями конденсата. В квартире – 12 градусов при том, что в тот день на улице было плюс 16. Пожилая женщина, проводя экскурсию, посетовала, что от такой «погоды»  в доме испортилась вся мебель.

Отопление включают ненадолго, поэтому обогревает пенсионерка всего одну комнату электрокамином. Счета за электричество приходят большие. Даже замена старых оконных блоков на современные пластиковые не в состоянии сохранить тепло.

В соседнем подъезде с 2007 года живет Дмитрий, который тоже пообщался с корреспондентами. Он  помнит, как люди покидали дома. С каждым годом соседей становилось все меньше.

В шутку он называет себя и товарищей по несчастью, имеющих в собственности эти злополучные квартиры, выжившими. А на вопрос, почему уезжают люди, бросая квартиры, он ответил просто: «А что здесь делать?» Работу в селе найти сложно, жить с детьми в холодных домах невыносимо. Вот и бегут за лучшей жизнью. Здесь остались те, кому деваться уже некуда.

dsc00654

Как удалось выяснить, четыре дома из пяти стоят на балансе администрации Горькобалковского сельского поселения, один – района. Часть квартир приватизирована. Покидать жилье активно местные жители начали еще в начале 2000-х годов. Те же, кто остался, несвоевременно оплачивают коммунальные услуги, в частности, отопление, аренду. Долги бременем ложатся на местную администрацию.

Вернутся ли когда-нибудь люди в эти дома? Будет ли здесь, как прежде, кипеть жизнь? Вряд ли. К сожалению, таких «заброшек» в сельских поселениях становится все больше...

dsc00661

Joomla SEF URLs by Artio