Перед тем как приступить к написанию этого материала, я обратилась к жителям станицы Новопокровской с просьбой нарисовать словесный портрет «трудного» ребенка. И, по мнению многих, он выглядит так: ему 14-16 лет, недисциплинированный, прогуливает школу, хулиганит, ворует, употребляет алкоголь, ничем не интересуется и в итоге сам становится не интересен обществу.
Но так ли это на самом деле и почему, однажды попав в список «трудных», за ребенком всю жизнь должен тянуться шлейф дурной репутации? Об этом и многом другом мы говорили при встрече с заместителем председателя комиссии по делам несовершеннолетних администрации МО Новопокровский район Александром Свитенко.
И «трудным» нелегко
- Для начала стоит понять, - говорит Александр Свитенко, - что «трудный» ребенок — это не просто несовершеннолетний, с которым трудно взрослым. Это ребенок, которому самому трудно. Его душа обкрадена родительской любовью и добром, у него нет поддержки взрослых, он лишен ласки и заботы. И тут появляется определенная плохая компания новых старших «друзей», которые предлагают выпить, покурить, украсть, вместе провести время и тому подобное. Но такого человечка еще не поздно спасти. Просто взрослые не должны отворачиваться, они обязаны протянуть руку помощи. Вот именно в этом и заключается работа органов системы профилактики. И она приносит определенный положительный результат.
Так, к примеру, в 2008 году на профилактическом учете в комиссии по делам несовершеннолетних состояло 38 «трудных» детей. Сегодня многие сняты по исправлению. На учете 13 несовершеннолетних, 16 семей, находящихся в социально опасном положении. Но это, как подчеркивает Александр Свитенко, не просто «улучшенная» статистика. Это – судьбы детей, которые изменились в своем внешнем и внутреннем облике в лучшую сторону, которые начали более серьезно относиться к учебе в школе, которым помогли раскрыть таланты и способности в секциях и творческих студиях.
...Маленький Ваня был озлоблен на весь мир. У него не было своей семьи, он завидовал сверстникам, которые играли красивыми игрушками, которым на ночь читали сказки. В семь лет ребенка поставили на профилактический учет за кражу чужого имущества. Но нашлись люди, которым он стал нужен. Они не побоялись трудностей, оформили опекунство и взяли в свою семью. Сначала им было очень тяжело. Он не хотел учиться, абсолютно не слушался взрослых, был замкнутым и грубым. Но было нелегко и ребенку. Он боялся поверить в их искренние чувства, в их любовь и заботу, желание помочь. Вместе с психологом, сотрудниками комиссии по делам несовершеннолетних, педагогами и воспитателями эту стену удалось разрушить.
В настоящее время десятилетний Ваня ведет довольно активный образ жизни и радует своих опекунов. Он начал заниматься спортом, сегодня входит в состав профессиональной детской футбольной команды. В КДН готовят документы на снятие ребенка с профучета...
...Глава семейства Василий Петрович попал на учет за жестокое обращение с дочерью. Нигде не работал, часто выпивал. Постоянно избивал супругу. Старшая дочь пыталась защитить мать и сама нередко попадала под горячую руку отца. Узнав об этом факте, на защиту девочки и семьи встали органы системы профилактики.
Ежедневные проверки инспекторов ОПДН и КДН, работа психолога, педагогов, нарколога с каждым членом семьи проходили не один месяц. Спустя полгода видны результаты. Василий Петрович бросил пить, устроился на работу, поменял взгляды на жизнь, отношение к детям, он научился гордиться ими. Сегодня дочь учится в педагогическом колледже и с папой наконец-то нашла общий язык. В ближайшее время эта семья тоже будет снята с профилактического учета.
«Правдивое зеркало»
Говоря о работе с подопечными, Александр Свитенко отметил еще одно направление — наставничество, когда за каждым «трудным» подростком закрепляется свой воспитатель. Активную помощь в этом оказывают сотрудники отдела МВД России по Новопокровскому району. Начальник отдела Владимир Бараковский личным примером показал подчиненным, как надо работать с детьми:
- Воспитатель должен привнести в жизнь «трудного» ребенка созидательную силу, он должен уметь выполнить функцию «правдивого зеркала», в которое воспитанник может всмотреться. Он должен стать для своего воспитанника другом, должен вникнуть в сущность внутренних переживаний ребенка без осуждения и насмешки. И такие люди у нас есть. Да вы и сами можете убедиться в этом, поговорив с любым наставником и его подопечным.
Николай Васильевич
Начальник следственного изолятора подполковник Альберт Асланян всю жизнь работает с категорией «трудных». С преступниками, дебоширами, хулиганами он сталкивается каждый день. Но это взрослые люди. А как работать с детьми? Еще год назад Альберт Асланян не придавал этому особого значения. Но когда у него появился подопечный, задумался. Решил, что будет общаться с ним, как с равным. И не ошибся.
Наше знакомство с его воспитанником проходило в рабочем кабинете начальника изолятора. В дверь кабинета постучали. Заглядывает 15-летний паренек и спрашивает:
- Можно?
- Николай Васильевич! Заходи! А почему туфли не начищены? Ты же мужчина. Бегом мыть обувь!
Коля, робко извиняясь, отправился выполнять приказ. Альберт Абрамович в это время рассказывает о пареньке.
- Он хороший. Надо только доказать ему это и заставить самого поверить. Как? Собственным примером и отношением на равных. Когда-то парнишка связался с плохой компанией и совершил кражу. Он оступился, но, к счастью, не остался один. Ему вовремя протянули руку помощи. Моя задача — показать Коле другую сторону жизни — без алкоголя, табака, матерных слов и подозрительных друзей.
В кабинет снова входит Коля. Альберт Абрамович одобрительно кивает, глядя на чистую обувь, и приглашает принять участие в нашей беседе.
Парень оказался не очень разговорчивым. Только после того как мы сказали, что его фамилия в газете звучать не будет, он вступил в диалог.
- Не хочу, чтобы все вспоминали мое прошлое, - говорит он. - Я теперь другой. Хожу в школу, помогаю по дому родителям.
- Скромничает, - улыбаясь, говорит наставник. - Он теперь не просто посещает школу. У него появилась мечта выучиться на механизатора, и мы вместе целенаправленно к ней идем, повышая успеваемость. Кроме того, мой подопечный уделяет внимание не только своим родителям. Он помогает бабушкам-соседкам. Радует и поведение. Причем не только маму с папой, но и учителей. За время нашего сотрудничества, построенного на доверии, я сдружился с ним. Николай Васильевич (я его так иногда называю) – отличный парень и уверен, он меня не подведет. В нем есть стержень, есть стремление измениться, а главное, есть желание приносить пользу обществу и быть востребованным в нем. А если понадобится — я всегда приду на помощь своему подопечному.
Мы не стали надолго отвлекать внимание наших героев. Они сегодня еще хотели построить планы на предстоящие весенние каникулы. А их много: поездка на рыбалку, поход по магазинам, помощь деду, который живет в поселке Незамаевском, и многое другое.
Этот пример наставничества еще раз доказывает, что сердца «трудных» детей, отогретые любовью и терпением взрослых, радостно отзываются на совместные общение и труд. И не такие уж они и «трудные», как может показаться на первый взгляд.
Фото А. Толстых.