Проблема «отцов и детей» рано или поздно касается любой семьи, где подрастают дети. Помочь разрешить ее призваны центры психолого-медико-социального сопровождения.
В нашем районе подобный центр действует с 2004 года. Под руководством учителя-логопеда с 30-летним стажем Веры Щеблыкиной – детский врач-психиатр, педагог-психолог, учитель-дефектолог и социальный педагог. Словом, те специалисты, которые помогают родителям решать проблемы с обучением и воспитанием детей начиная с трехлетнего возраста до наступления совершеннолетия.
О том, насколько востребована деятельность центра, рассказала Вера Щеблыкина:
- Основное направление нашей работы – это комплексное обследование детей с проблемами в развитии и обучении. Мы консультируем родителей (законных представителей), определяем дальнейший образовательный маршрут обучения и воспитания детей, формируем и обновляем банк данных детей-инвалидов, посещающих образовательные учреждения, оказываем практическую помощь педагогам.
В семьях, где есть дошкольники, родители чаще всего обращаются к логопеду, если ребенок не выговаривает отдельные звуки или его речь вообще малопонятна. Хотя речь – это широкое понятие.
Предлагая тестовые задания ребенку, логопед обращает внимание на словарный запас, на то, как ясно и грамотно он умеет выражать свою мысль, и, конечно, на грамматическое оформление его речи.
Участились случаи, когда ребенку уже четвертый год, а у него речи как таковой вообще нет, одни междометия. Но родители с гордостью отмечают: да, не хочет он говорить, зато от компьютера не оторвать, запросто играет в любые игры. Логопед терпеливо начинает пояснять, что для формирования речи необходимы активное общение с ребенком, эмоциональный диалог. Недостаток речи компенсируется нарушением поведения.
Конечно, к нам обращаются за помощью и родители детей-подростков. Чаще всего они заявляют о проблемах взаимопонимания и взаимоотношений в семье. Ситуации разные. Например, обратилась за помощью мама девочки, не понимая, почему не складываются отношения с дочерью: грубит, не прислушивается к советам, ведь она ей все покупает, ни в чем не отказывает. Жалуясь на потребительское отношение подростка, она не осознает, что в качестве любви предоставляет ей только материальные блага.
Родитель приходит за помощью к психологу, чтобы наладить контакт с ребенком, а в итоге психологу приходится строить работу со всеми членами семьи, включая все поколения. Ведь смысл жизни каждого из нас во взаимоотношениях. За пределами взаимоотношений нет ничего вообще.