Запомнить меня

Прогнала печаль и скуку

Прогнала печаль и скуку

Мария Мефодьевна Гнеушева77. Какие ассоциации у вас вызывают эти две семерки? Кому-то сразу же приходит на ум красивое число, приносящее, согласно поверью, удачу. Другие, видя и слыша эту цифру, проводят параллель со своим возрастом и вопреки стереотипу, мол, участь на этом рубеже жизни представляется невеселой, не спешат превращаться в дряхлых стариков, держа на вооружении несколько ценных способов борьбы с физическими недугами и одиночеством. Не исключение и жительница станицы Новопокровской Мария Мефодьевна Гнеушева.

Пожилая женщина хорошо знакома читателям «Сельской газеты» по публикациям, посвященным работе клуба по интересам «Золотая осень», членом которого она является на протяжении уже пяти лет, причем одним из самых активных. Сама того не желая, Мария Мефодьевна то и дело попадает под прицел журналистов. И каждый раз «охотники» за интересными фактами и судьбами открывают в этом человеке что-то новое.

- Скажут, опять выставляется напоказ, - переживает она, узнав об очередной готовящейся встрече с корреспондентами «районки».

- Так по нашей же инициативе, - успокаиваю свою собеседницу. - И потом, я уверена, аудиторию «Сельской газеты» составляют по большей части люди, адекватно воспринимающие заметки о своих земляках, умеющие сочувствовать их бедам и радоваться успехам.

- Убедили, - соглашается пенсионерка и приглашает в гости.

...Переступив порог квартиры радушной хозяйки, отмечаю про себя: тепло, чисто, уютно.

- Здесь у меня кухня. В прошлом году капитальный ремонт сделала, новый нагревательный котел для воды и отопления установила, - Мария Мефодьевна начинает наше общение с экскурсии по ее жилплощади. - Это зал, там спальня. - Открывает шкаф. - Смотри, какую вышивку делаю на своих кофточках и платьях.

- Эксклюзив. Таких вещей на рынке не найдешь, - восхищаюсь кропотливой ручной работой мастерицы. Вот так, используя простые пяльца и нитки мулине, можно сделать нарядной повседневную одежду.

Помимо предметов своего гардероба, рукодельница продемонстрировала рушники, наволочки, скатерти, также украшенные «зашифрованными» в переплетении ярких нитей узорами.

- Это увлечение, - признается Гнеушева, - помогает мне отвлечься от грустных мыслей, не думать о болезнях. Я и ровесникам своим советую: не сидите сложа руки, найдите занятие по душе – прогоните за порог печаль и страх перед старостью. Кроме того, рукоделие является своего рода моей «визитной карточкой» в клубе «Золотая осень».

- Раз уж затронули эту сферу ваших интересов, расскажите, пожалуйста, что, кроме возможности проявить имеющийся талант, дает участие в жизни клуба?

- Самое главное – общение. То, что так необходимо нам, пожилым людям, особенно одиноким. Я очень рада, что в свое время попала в теплый и дружный коллектив «Золотой осени» под руководством доброй, внимательной и отзывчивой Аллы Алексеевны Череп. На заседаниях мы поем песни, читаем стихи, делимся новостями, шутим, пьем чай с пирогами. Потом летишь домой как на крыльях: хочется жить дальше.

Много друзей у меня и за пределами клуба, в том числе по переписке. Нахожу их на страницах различных печатных изданий, публикующих рецепты народной медицины, советы по здоровому образу жизни и просто житейские истории, помогающие поднять настроение, почувствовать себя не одиноким в проб-лемах пожилого возраста. Еще люблю цветы, и тоже с ними разговариваю, - добавляет Мария Мефодьевна, переводя взгляд на стол, заставленный геранью. - Зеленые питомцы отвечают мне красивым цветением.

- Несколько раз за время нашей беседы вы повторили слово «одиночество», притом, что досуг, с ваших слов, насыщен клубной деятельностью, любимыми увлечениями, перепиской с пенсионерами из других уголков страны...

- Я имею в виду не состояние души. К счастью, к моим 77 годам, мне удалось сохранить социальные связи, самодостаточность, умение адаптироваться к меняющимся реалиям жизни и радоваться каждому новому дню. Я не испытываю недостатка в общении. Чего не скажешь о здоровье. Его, конечно, не хватает: вторая группа инвалидности. Пока передвигаюсь, что-то делаю. А еще чуть-чуть – понадобится посторонняя помощь. В этом плане я одинока. В квартире, кроме меня и цветов, никого больше нет. Муж – перевернутая в жизни страница. Детей Бог не дал.

- Насколько мне известно, вы находитесь на социальном обслуживании в КЦСО «Кордон». Значит, какая-то помощь все же есть?

- Верно, соцработник приходит ко мне, согласно графику, прописанному в договоре. Оксаночка добросовестно выполняет свои обязанности. Мне вообще везет в жизни на хороших людей. Но, сами понимаете, это ее работа. Пришла – ушла. А мне хочется, чтобы рядом постоянно был человек, который бы приглядывал, поддерживал словом и делом.

- Может быть, стоит рассмотреть вариант проживания в приемной семье?

- Вполне возможно. Я хорошо наслышана об этой программе и целиком поддерживаю такой способ решения проблемы ухода за человеком преклонного возраста. Сколько таких примеров вокруг, когда у старика или старушки уже не хватает сил следить за собой, им требуется помощь даже в самых элементарных вещах – приеме пищи, умывании... Большая удача, если кто-то из близких  берет на себя заботу о пожилых родственниках. А если они живут за пределами района и не могут осуществлять присмотр, или вовсе не хотят жертвовать спокойствием своей семьи ради чьей-то спокойной старости?

Отдать человека в дом престарелых – значит обречь на страдания. Как пишет одна из обитательниц этого учреждения, «мы, старики, детьми брошены. Как сухая трава в огороде скошены... Исполните последнее наше желание: умрем – принесите нам свое покаяние». Не помню точно, в какой газете напечатаны эти грустные строки, но меня они очень сильно взяли за душу.

Так что если найдутся претенденты на создание со мною приемной семьи, буду рада пообщаться. Я так и сказала специалистам «Кордона».

А жить можно у меня. Бытовые условия хорошие: трехкомнатная квартира, все удобства, в центре станицы. До социально значимых учреждений – рукой подать. При этом мне было бы важно получать в приемной семье не только прописанный в документах перечень социальных услуг, но и душевное тепло. А также искренность и честность в намерениях и действиях опекунов. Не хочется разочаровываться в людях.

В общем, подытоживает Мария Мефодьевна, дело хорошее, но серьезное и требующее хорошей осведомленности в условиях совместного проживания, вопросе имущественных отношений и т.д.

- Все подробности, касающиеся нормативной базы организации приемной семьи, вы найдете на страницах «Сельской газеты» в ближайшем номере. Не пропустите!

Перед уходом я не могла не поинтересоваться у Марии Мефодьевны ее отношением к будущей Олимпиаде в Сочи. А она мне: «Жду с нетерпением! Буду болеть за российских фигуристов. Обожаю смотреть на их виртуозное катание по сверкающему льду. Помню, что значили для нашей страны соревнования 1980 года в Москве. Как мы, прильнув к экранам телевизоров, завороженно наблюдали за ходом летних Игр и плакали, провожая в небесную высь бурого мишку с облаком разноцветных шаров. Как память о том событии на стене в нашем доме долгие годы висел ковер с изображением олимпийских колец».

Фото А. Толстых.