Запомнить меня

Автопарк Ивана Васильевича

Автопарк Ивана Васильевича

И.В. ВласовО пенсионере Иване Васильевиче Власове можно рассказать очень много. Он всю жизнь проработал сварщиком на элеваторе, участвовал в ликвидации последствий на чернобыльской АЭС, награжден орденом Мужества, хороший папа и дедушка, замечательный муж. Но и это еще не все. Наш герой — заядлый коллекционер. Более тридцати лет собирает масштабные модели отечественных автомобилей.

С чего все начиналось

Еще в детстве Иван был неравнодушен к технике. Чтобы направить энергию и творчество ребенка в нужное русло, родители записали сына в кружок «Юного техника» в Дом пионеров.

 Там вместе с преподавателем и со сверстниками Иван собирал различную технику в миниатюре.

- Однажды, - вспоминает Иван Васильевич, - мы решили смастерить из металла копию комбайна «Сталинец».  Не один месяц ушел на изготовление деталей и сборку модели. Когда корпус был готов, мы решили его «оживить»: в маленькую модель сельхозтехники вставили электромоторчик. Потом этот мини-комбайн отправили на выставку в Москву на ВДНХ. В итоге заняли первое место среди детских работ.

За годы учебы в школе коллекция самодельных автомобилей и техники у Ивана Васильевича постоянно росла. Постепенно к ней стали добавляться масштабные модели авто заводского выпуска.

{mospagebreak title=Гараж в спальне}

Гараж в спальне

- Вы посмотрите, - говорит супруга пенсионера Антонина Ивановна, - на что похожа спальная комната? С годами она превратилась в гараж для сотен автомобилей из коллекции моего мужа. Когда 40 лет назад выходила за него замуж, думала, что это просто детское увлечение, что оно скоро пройдет. Ошибалась. Сегодня у Ивана Васильевича, так сказать, в собственности порядка тысячи автомобилей. Эта коллекция — его гордость.

Антонина Ивановна рассказывает, что по сей день супруг пополняет свой автопарк. Он, как охотник, а каждая новая моделька для него — добыча. Благо что в настоящее время их можно приобрести без особого труда. А вот раньше Иван Васильевич ездил за новыми экспонатами даже в Москву и Саратов. Появление Интернета  расширило возможности «авторынка». Пенсионер заказывает новые модельки из разных городов России.

{mospagebreak title=История автопрома }

История автопрома

Пока я разговаривала с Антониной Ивановной, коллекционер с гордостью демонстрировал свои модели нашему фотографу. Как оказалось, Иван Васильевич при выборе автомобилей предпочтение отдает исключительно отечественным.

- Смотрите, - говорит И.В. Власов и протягивает мне копию автомобиля ГАЗ-2495. - Вы знаете, что таких было выпущено всего пять штук? Своим появлением на свет зимой 1973-1974 годов полноприводная модификация обычной 24-й «Волги» обязана желанию горьковского обкома КПСС иметь легковой автомобиль с проходимостью не хуже, чем УАЗ.

А вот ГАЗ — 61-417. Это лёгкий артиллерийский тягач с кабиной без верха и дверей. Его выпускали в начале 40-х годов. Прямо на заводе комплектовали противотанковой 57-миллиметровой пушкой с транспортным передком и отправляли на фронт под Москву. Таким образом, был создан быстроходный и маневренный истребитель танков. К сожалению, малый масштаб производства не позволил этому автомобилю проявить себя в полной мере. Производство ГАЗ-61-417 было остановлено с 1942 года из-за недостатка 6-цилиндровых двигателей и кузовных деталей.

В коллекции Ивана Васильевича серия ГАЗ представлена достаточно широко — от первых моделей до современных. Рассказывая о них, пенсионер добавляет, что автомобилями ГАЗ во время Великой Отечественной войны пользовались маршалы К.К. Рокосовский, Г.К. Жуков, И.С. Конев.

Гордостью коллекции можно назвать и красивую модель автомобиля «Ленинград-1». 

- Этот советский экспериментальный легковой автомобиль выпустили в 1933 году серией всего из шести экземпляров на заводе «Красный путиловец» в Ленинграде. Именно он стал предшественником более позднего автомобиля ЗИС-101.

Рассматривая полки с миниатюрными копиями автомобилей, мой взгляд остановился на маленькой серенькой машинке.

- Узнаете? - спрашивает Иван Васильевич.

- Конечно, это же автомобиль, на котором передвигался знаменитый персонаж фильма Л. Гайдая «Операция Ы и другие приключения Шурика» Моргунов!

- Правильно. В народе этот автомобиль  так и прозвали потом «моргуновка». На самом деле он носит название СМЗ — двух­местный четырехколесный автомобиль-мотоколяска, серийно вы­пускавшийся серпуховским мотоциклетным заводом с 1958 по 1970 год.

Разглядывать маленькие экспонаты автомобилей и слушать увлекательные рассказы о каждом из них было очень интересно. Поражает стремление Ивана Васильевича не только пополнить коллекцию новой моделью, но и узнать историю появления каждого авто, его устройство, различные малоизвестные факты и многое другое.

{mospagebreak title=Не водитель}

Не водитель

В беседе с Иваном Васильевичем мы вдруг выясняем, что такой заядлый «автомобилист» никогда не сидел за рулем настоящего автомобиля.

- Они не доставляют мне такого удовольствия, как мои мини-копии, - говорит И.В. Власов. - У меня никогда не было автомобиля и даже не обучался вождению. Может быть, это выглядит странно, но такой я человек.

- Вы знаете, - добавляет супруга, - когда дети покупали себе машину, он настоятельно рекомендовал им сделать выбор только в пользу отечественного. Прислушались, купили. Зато наш главный пассажир теперь очень доволен.

{mospagebreak title=Мечта}

Мечта

Когда мы прощались с нашими интересными собеседниками - супругами Власовыми, я поинтересовалась у Ивана Васильевича, есть ли у него какая-нибудь заветная мечта.

- Наверное, такая же, как и у каждого увлеченного человека. Я бы хотел собрать полную коллекция моделей автомобилей отечественного автопрома. Но и то не знаю, остановило бы это меня от дальнейшего коллекционирования мини-копий автомобилей. А еще я хочу создать у себя дома собственный музей масштабных машин.

Уже веду переговоры с супругой по выделению мне помещения под это дело, ну а оформление комнаты за мной не заржавеет...

Фото А. Толстых.

Связанные материалы