- Помогите мне написать благодарность врачу, - с этой просьбой обратилась в редакцию женщина.
Мы вместе садимся и «сочиняем». Прежде интересуюсь, что бы она хотела поведать о нем?
- Он такой... ТАКОЙ! – это все, что читательница смогла восторженно сказать. Вероятно, по её мнению, не существует других емких характеризующих эпитетов, а общеупотребляемые не могли передать и малую толику качеств врача.
Речь шла о заведующем хирургическим отделением МБУЗ ЦРБ Иване Ивановиче Грекове...
Зигзаг судьбы
- Почему вы выбрали профессию врача и именно хирургию?
- Отец хотел, чтобы я стал военным врачом, - рассказывал Иван Иванович. - Для него был признанным авторитетом врач – ныне с мировым именем - В.И. Оноприев. - Видимо, отец желал, чтобы я был на него похож. И я мечте родителя не сопротивлялся. Учился «на отлично», в предметных олимпиадах по биологии, химии побеждал. Словом, основательно готовился...
И.И. Греков окончил с отличием Саратовский медицинский институт им. Красной Армии и ординатуру по специализации «хирургия». Уже с третьего курса Иван Иванович работал медбратом.
Лучших выпускников медвузов тогда отбирали для работы и продолжения практического обучения в престижных клиниках России. Так, молодой специалист попал в Третье главное управление министерства здравоохранения СССР, откуда его направили в медсанчасть «закрытого» города Южноукраинска Николаевской области.
Спустя несколько лет набравшегося опыта специалиста пригласили работать на кафедру в мединститут. И.И. Греков занимался научной работой, писал диссертацию по хирургической теме. Молодому врачу, подающему большие надежды, сулили головокружительную карьеру. Но случился неожиданный зигзаг судьбы.
Родители Грекова Нина Ивановна и Иван Иванович – простые труженики – жили в станице Новопокровской. Тревожная телеграмма донесла печальную весть о серьезном заболевании отца. Иван Иванович посчитал своим сыновьим долгом в это трудное время находиться рядом с ним и помочь, чем возможно.
- В течение нескольких месяцев мы боролись за жизнь отца, - рассказывал И.И. Греков. - Мой вынужденный отпуск затянулся по времени, поэтому пришлось уволиться из института и временно устроиться в Новопокровскую ЦРБ. Через полгода папы не стало... А я так с 1991 года и остался работать в станице.
Под руководством заведующего отделением П.Д. Зотова продолжалось мое становление как хирурга. Это был сильный специалист, профессионал высочайшего класса, обладающий умением клинически мыслить, грамотно выстраивать диагноз, всегда тактически действовать в сложных ситуациях. Он мне преподал колоссальную практическую школу. Вообще, надо сказать, у нас был сильный коллектив в отделении. Работал я бок о бок и с С.Н. Алексеенко, ныне ректором Кубанского государственного медицинского университета.
С 2002 года я возглавил хирургическое отделение Новопокровской районной больницы.
{mospagebreak title=Энергия жизни в руках}
Энергия жизни в руках
- Из всех врачей, пожалуй, пациенты больше всего боятся хирургов. По сути, больной вверяет этому человеку свою жизнь. Но от чего зависит исход операции? Чем необходимо обладать специалисту – безусловным талантом, особенным характером, определенным настроем?
- В нашем деле важно все! В хирургии должны работать люди, обладающие положительной энергией, ведь врач во время операции через руки передает больному часть своей энергии, которая в дальнейшем помогает ему исцелиться.
Нельзя недооценивать и мощную исцеляющую силу слова. Для меня мои пациенты – прежде всего люди, а не номера историй болезни...
Многое зависит от настроя на операцию пациента. Важно морально подготовить человека. А значит, подобрать исцеляющие слова.
Хирург не застрахован от внешних раздражителей, негативных ситуаций, которые могут выбить из колеи и самым неблагоприятным образом повлиять на исход дела. И опять слова... Вот она сила слова!
Должен сказать, что операция – работа коллективная, поэтому тут все сопутствующие факторы играют роль. И успех хирурга нельзя приписывать только одному человеку. Не меньшая заслуга в этом анестезиолога, реаниматолога, медсестер, специалистов диагностической, лабораторной, терапевтической служб, моих коллег-хирургов П.В. Лучникова, Д.В. Захарова, Ю.М. Ярашева, А.Г. Озерова, врача участковой больницы «Надежда» А.А. Полунина.
- Умение, талант, опыт, слова хирурга, сплоченный коллектив... Это все, безусловно, важно, но, если нет вспомогательных средств — современного оборудования, качественного инструментария и прочего, то работать намного сложнее. Наука шагнула далеко вперед. Не наступит ли время, когда слово «хирург» станет архаизмом?
- Насчет оборудования, инструментария вы правы. Со временем, думаю, и сельские больницы будут обеспечены всем необходимым. Но вряд ли когда-нибудь врач-хирург будет не востребован. Да, медицина развивается. Некоторые из хирургических патологий научились лечить безоперационно — например, язвенную болезнь желудка. Но... в числе самых распространенных болезней – «травматологические».
- Наверняка в вашей практике есть операции, которые вы всегда помните...
- Да, конечно. Одна из операций длилась 14 часов. Все это время – напряженная работа. Человеку оказывали экстренную помощь вследствие разрыва пищевода инородным телом. Безусловно, вспоминаются случаи, когда в твоих руках оказываются люди, получившие травмы, не совместимые с жизнью. К смерти пациентов невозможно привыкнуть...
- За многие годы работы вы, думаю, уже создали немало собственных новаторских методик.
- Мы с коллективом всегда находимся в поиске. Например, используем аллопластику (искусственный синтетический материал) для пластики брюшной стенки. Внедрили современные методы в проктологии, которые практикуют только в Краснодаре. Разработали несколько видов швов. И постоянно учимся, самосовершенствуемся.
- Вы охотно передаете свой опыт другим?
- Непременно. Я с удовольствием делаю это и не переживаю, что кто-то может «перешагнуть» меня. Таким образом, не теряю, а духовно приобретаю. Я и сам не семи пядей во лбу, поэтому не пренебрегаю советами более опытных коллег.
- Работа врача и, в частности, хирурга, очень напряженная, нервная. Как вы восстанавливаете силы?
- У меня супруга работает медсестрой, поэтому объяснять ей издержки моей профессии не приходится. Когда возвращаюсь с работы уставший и морально опустошенный, она, встречая у порога, говорит: «Вижу, что ты вернулся с войны!», и....в «реанимацию». Самый лучший самовосстанавливающий способ для моего организма – глубокий и крепкий сон. Если есть возможность, выезжаю черпать силы у природы. Люблю посидеть в поле, вслушиваясь в тишину...
- Спасибо за беседу.
Фото А. ТОЛСТЫХ