В редакцию «Сельской газеты» пришёл Николай Фёдорович Мурзинов. С собой он принёс фотоальбомы, документы, свидетельствующие о деятельной комсомольской юности.
- Прочитал в газете материал о комсомольском вожаке батальона связи Петре Петровиче Коноваленко, и нахлынули воспоминания о своей молодости, - пояснил мужчина. - Если вам интересно, я расскажу...
Мы беседовали длительное время. У Николая Фёдоровича, как выяснилось, нестандартная и очень богатая на события биография.
- В детстве я хотел стать моряком, - повествовал Мурзинов. - Из родных помочь осуществить мечту никто не мог, поэтому я написал письмо самому адмиралу Черноморского флота Юмашеву. К моему удивлению, вскоре пришёл ответ, который меня озадачил. Адмирал написал, что по таким вопросам мне нужно обратиться в военкомат. А там мне посоветовали самому попытать счастья на экзаменах в мореходном училище. И я, собрав вещи, поехал в Мариуполь. Там нашёл мореходное училище, да только к тому времени набор закончился. Мне порекомендовали поступать на следующий год. Пришлось ехать к тётке в Таганрог, которая приняла активное участие в устроении моей дальнейшей жизни. Чтобы я не слонялся без дела, она помогла оформиться на учёбу в ремесленное училище. Учился на токаря. В группе меня и приняли в комсомол, а затем избрали секретарём комсомольской организации.
Освоив профессию, учащиеся проходили практику на авиационном заводе имени Димитрова. Когда понадобились трудовые резервы из числа молодёжи на комбайновом заводе имени Сталина (там после войны работали военнопленные немецкие токари), мы, комсомольцы, пришли помогать. Нам поручали выполнять черновую работу.
А после было распределение в зерносовхоз имени Луначарского Егорлыкского района Ростовской области.
Прибыл на место Николай Фёдорович перед самой уборочной страдой. Председатель хозяйства с недоверием посмотрел на щупленького паренька и сказал, что в мастерских работают высококлассные токари, так что выпускнику училища там делать нечего, а вот помощник комбайнёра нужен, а потом добавил ещё, что в селе некому заниматься культурно-массовой работой с молодёжью. И так как у Мурзинова есть «комсомольский» опыт в училище, то с общественной нагрузкой он справится лучше всех.
Уже через несколько дней председатель хозяйства поменял отношение к парню. Он увидел в нём незаурядные организаторские и лидерские способности.
Этому юноше удалось зажечь в зерносовхозе комсомольскую искру. Парторг всячески поддерживал начинания и инициативы общественника. Николай организовывал собрания комсомольцев по обсуждению особо важных вопросов, активизировал художественную самодеятельность, дал импульс развитию сельского спорта.
Так до призыва в армию Мурзинов и занимался кипучей комсомольской деятельностью. С почётом проводили юношу на службу. Попал он в пограничные войска. Служил в батальоне связи старшим оператором счётно-решающих приборов. И в своём подразделении был комсомольским вожаком.
В октябре 1955 года Н.Ф. Мурзинов вернулся на родину, в станицу Новопокровскую. Первым делом зашёл в военкомат и стал на учёт в комсомольской организации района. В РК ВЛКСМ обратили внимание на послужной общественный список парня и решили помочь: направили Мурзинова работать на инкубаторную станцию. А позже, как только появилась возможность, его перевели в колхоз имени Кирова на общественную работу. Николай Фёдорович возглавил комсомольскую организацию хозяйства. И снова закипела работа!
- Мы активно начали принимать в комсомол парней и девчат, - вспоминает Н.Ф. Мурзинов. - Вскоре организация выросла до 200 человек. Я с энтузиазмом работал. Наверное, в силу своего юношеского максимализма очень хотелось, чтобы наша комсомольская организация стала лучшей в районе. Ежедневно я с парторгом объезжал все фермы хозяйства, бригады и изучал интересы и проблемы молодёжи. Везде в основном работали девчата и парни. Нужно было создать условия не только для труда, но и полноценного отдыха. Одному мне всех и всё не удалось бы объять, поэтому в каждом коллективе искал помощников. Мы выбирали секретарей комсомольских организаций ферм. Не могу не вспомнить активистов – Валентину Сапрунову, Зинаиду Невзорову, Цирюльникову, Людмилу Брихуненко, Валентину Курочкину, Грекову, Пастухову. Всех не перечислить.
Какой же у нас был спаянный, дружный комсомольский коллектив! Вот уж где никогда не давал сбоя девиз: «Один за всех и все за одного!». Любое поручение партии мы с готовностью выполняли. Нас отправляли на самые ответственные производственные участки. Каким бы ни было трудным задание, старшим товарищам можно было не сомневаться – выполним!
Помнится, пришло время убирать ячмень, а тут зарядили дожди. Прибило колос к земле. Комбайны выгонять в поле бессмысленно. И тогда молодёжь, взяв орудия труда – косы, вышла в поле. Весь день косили. К вечеру – передышка. Пока остальные отдыхали, Мурзинов вместе с кузнецом хозяйства всю ночь точил косы, чтобы к утру комсомольцы могли вновь приступить к работе. Все ребята натерли мозоли, но как они были горды собой от того, что сумели помочь хозяйству.
Жизнь сельчан – это не только трудовые будни. Умели комсомольцы от души отдыхать. Никто из них не ждал, что приедет кто-нибудь из района в хозяйство и порадует их песнями или танцами. Молодые работницы ферм после смены спешили на репетиции в клуб, чтобы подготовиться к очередному концерту или праздничному мероприятию. За несколько километров ездили на подводах-молоковозах.
В агитбригадах были свинарки, телятницы, скотники. Находили же время для песен и танцев?! Когда ездили на краевые смотры художественной самодеятельности, то сложно было решить вопрос с подменой доярок, телятниц. Так выходили из положения: просили бабушек, мам, чтоб за них сходили на смену.
Не отставали комсомольцы и в спорте. Любые соревнования не обходились без их участия. Была в хозяйстве сильная молодёжная волейбольная команда.
- А сколько замечательных традиций родилось в нашей комсомольской организации! Например, устраивать комсомольские свадьбы. Пересватали мы всю молодёжь. Много крепких семей родилось, - рассказывает Николай Фёдорович. - На счету комсомольской организации – сотни добрых и славных дел. Я постоянно сотрудничал с местной газетой «Колхозный клич», а затем – «Ленинцем». О нас часто писали в «районке»... А вот фотоальбомы – летопись организации. Это мой комсомольский билет, который я бережно храню. Как поётся в песне: «Комсомол! Это юность моя, это дружба моя, с ним так много дорог я прошёл...». Очень хочется хотя бы на миг вернуться в молодость, чтобы встретиться с дорогими мне людьми – соратниками, помощниками, активистами...
Фото А. Толстых и из архива Н.Ф. Мурзинова.