Мое знакомство с этой излучающей добро и сердечность женщиной началось с письма постоянной читательницы «СГ» Веры Ивановны Калашниковой. Она пишет о своем социальном работнике Людмиле Балашовой: «...Наша Людочка всегда добра, вежлива, отзывчива, честна, добросовестна и трудолюбива».
Рассказывать о соцработниках всегда непросто. Из-за невозможности описать в нескольких строчках весь объем работ, который они выполняют. А еще то, сколько им ежедневно приходится выслушивать историй, рассказов о минувшем вечере и неизменных спутниках пожилых людей – болезнях и недомоганиях. Но это – неотъемлемая часть их профессии. Ведь они ежедневно сталкиваются с человеческим горем, неустроенностью и одиночеством. Решают проблемы своих подопечных не только в силу профессионального долга, но и по велению души. Вот и получается, что умение слушать, а самое главное слышать – это тоже характерная черта хорошего социального работника. И сопереживать... Хотя такой услуги нет ни в гарантированном, ни в дополнительном перечнях.
Людмила Балашова – именно такой человек, отдающий часть своей души каждому из восьми своих подопечных. Это становится понятным из разговора с ней.
Соцработником она стала по воле судьбы. Бухгалтер по образованию, попала под сокращение. Болезнь мамы исключила возможность поиска работы. Семь лет Людмила Балашова ухаживала за лежачей родительницей.
Когда мамы не стало, она обратилась к заведующей отделением № 5 ГБУ СО КК «Новопокровский КЦСО «Кордон» Наталье Локтионовой. И вот уже пять лет занимается оказанием помощи пожилым гражданам.
- Первый вопрос, который задаю при каждой встрече своим подопечным: «Как здоровье?», - рассказывает она. - Пока выполняю работу, они мне все и расскажут: где болит, что звонили дети, повалился забор или почему ночью не спалось. И я сочувствую, стараюсь вникнуть в немаловажные для них проблемы. Большинство из стариков одиноки, и любое проявление внимания они ценят как никто другой.
В нашей профессии случается всякое. Бывают и казусы, и смешные случаи. Вот не так давно прихожу к одному из своих старичков. А он меня встречает, охает и рассказывает: «Беда! Купил себе какой-то молочный продукт и всю ночь животом маялся». Причем рассказывает со смехом, чтобы меня повеселить. К другой бабушке пришла. смотрю: нет настроения у старушки. Спрашиваю, в чем дело? А она в ответ: «Людочка, у тебя бывает такое, что очень петь хочется?». «Так давайте петь!» - предлагаю. И все то время, что я занята делами, мы с ней поем песни ее молодости.
Многие из подопечных называют Людмилу Балашову дочкой – своего рода признание того, что она для них не чужой человек. И соцработник платит той же монетой: даже в праздничные и выходные дни старается к ним ненадолго забежать и подарочек принести.
Надежной опорой и поддержкой в работе Людмиле служит супруг – Валерий Борисович. Он, понимая важность профессии жены, практически освободил ее от домашней работы.
- Если нужно, приедет со мной – кому покосившийся забор подправит, кому свет проведет, - рассказывает Балашова.
На мой вопрос, не хотела бы она поменять профессию, соцработник отвечает: «А на кого я своих старичков оставлю? Помогая пожилым, часто задумываюсь: кто больше выигрывает от этих встреч – они или мы, ежедневно получающие урок стойкости и мужества от, казалось бы, беспомощных людей. Лично для меня общение с подопечными – бесценный опыт: и щедрый совет дадут, и расскажут секреты, и «преподадут» психологию отношений, и бескорыстно поделятся частицей своей большой души».
Фото А. Толстых.