Рассказываем о тех, для кого слова «долг», «честь» и «готовность помочь» – не абстракция, а ежедневная работа
27 декабря в России отмечают День спасателя, профессиональный праздник тех, кто каждый день спешит на помощь, чья работа – это постоянная готовность к чрезвычайной ситуации. Накануне мы встретились с начальником МКУ «Новопокровскспас» Андреем Николаевым, чтобы поговорить о буднях, трудностях, маленьких победах и большой ответственности.
Андрей Викторович, с чего начался Ваш путь в профессию? Как Вы пришли в спасатели?
– До 2007 года работал в Единой дежурно-диспечерской службе района. Там я и прошел свою основную школу. А потом возглавил службу «Новопокровскспас».
А какая подготовка требуется руководителю такой службы?
– У нас начальник отряда – это спасатель. Я – начальник службы, а у меня в подчинении – начальник аварийно-спасательного отряда. Сергей Подгола – моя правая рука. Соответственно, и я, и все руководители должны иметь специальную подготовку и регулярно подтверждать квалификацию.
Какими качествами, на Ваш взгляд, обязательно должен обладать человек, который хочет стать спасателем? Без чего не обойтись?
– В первую очередь – хорошая физическая подготовка. У нас каждые три года проходит обязательная аттестация. Это и теоретические занятия, и сдача нормативов: бег на километр, подтягивания, стометровка. Потом идут практические занятия. И, конечно, психологическая устойчивость. Потому что нам приходится сталкиваться с разными ситуациями.
Были ли за эти годы случаи, которые навсегда изменили ваше отношение к профессии?
– Такие моменты, безусловно, есть. Самые приятные – когда удается кого-то спасти, реально помочь. Я с коллегами участвовал в ликвидации последствий наводнения в Крымске в 2012 году. Это была масштабная работа. Такие события показывают, насколько наша работа важна.
Как Ваша семья относится к работе с таким риском и нестандартным графиком? Сложно переключаться от службы к дому?
– Семья уже привыкла. Стаж у меня солидный, почти 19 лет. Конечно, с тревогой отпускают в командировки. Приходилось выезжать и на ликвидацию разлива нефти в Черном море. Наша группа тогда провела в общей сложности около 128 дней в командировке, работали там и под Новый год. Это серьезное испытание и для нас, и для семей.
Расскажите о службе сегодня. Сколько человек в команде, какая техника?
– У нас 14 спасателей, включая начальника отряда, из них 12 аттестованных специалистов. На вооружении – две укомплектованные спасательные машины. В них есть весь необходимый инструмент: гидравлический аварийно-спасательный, бензоинструмент и прочее. Обслуживаем всю территорию Новопокровского района.
Какие самые частые вызовы поступают?
– Очень много вызовов в сезон по отлову змей из домовладений. В этом году, например, было около сорока таких случаев. На втором месте вызовы для вскрытия дверей. Бывают и курьезные ситуации. Недавно двухлетний ребенок закрыл маму на балконе, а в квартире остался еще и шестимесячный малыш. Пришлось экстренно вскрывать дверь в присутствии участкового. К счастью, все закончилось благополучно. Всего с начала года мы совершили более 120 выездов. К сожалению, не всегда удается спасти – в этом году погибло шесть человек (три в ДТП и три на пожарах). Это самое тяжелое.
Как организована работа в экстремальных погодных условиях: жара, сильный ветер?
– У нас в районе нет таких ярко выраженных угроз, как, например, паводки в горных районах. Но, конечно, при любых условиях мы работаем. Главное – быть готовыми.
Какой самый главный совет по безопасности Вы можете дать жителям района?
– Будьте предельно внимательны и аккуратны. И за рулем, и в быту. Помните, что большинство пожаров происходят из-за беспечности: забытый чайник, неисправная проводка.
Сейчас зима – отдельная тема: тонкий лед на водоемах и гололед на дорогах. Совет простой: не выходите на неокрепший лед и обязательно переобувайте автомобиль в зимнюю резину. Зима – самое аварийно-опасное время года.
Как правильно и быстро сообщить о ЧС? Что обязательно сказать диспетчеру?
– Нужно назвать точное место происшествия, рассказать, что случилось и сколько людей пострадало. И, конечно, постараться не паниковать. Четкая информация помогает нам сэкономить драгоценные минуты.
Для вас День спасателя – это праздник или обычный рабочий день? Есть ли у спасателей свои традиции или приметы?
– Для нас это обычный рабочий день, дежурство никто не отменял. Из примет… Если месяц нет вызовов – жди чего-то серьезного. А традиция – это особо тщательная приемка-передача дежурства, особенно в праздничные дни.
Что бы Вы хотели пожелать коллегам в праздник?
– В первую очередь – здоровья и психологической устойчивости. Бывают моменты, когда очень сложно смотреть на некоторые вещи. Нужно уметь с этим жить и работать.
Есть ли планы по развитию службы?
– Да, в планах – обновление автопарка. Мы очень надеемся получить новую большую спасательную машину. И, конечно, большое спасибо администрации района и лично главе муниципального образования Александру Свитенко и его заместителю Владимиру Кузнецову за помощь. Благодаря их поддержке мы в этом году переехали в новое здание общей площадью 197 кв. м. Раньше ютились в помещении около 60 «квадратов», так что это огромный шаг вперед.
Что бы вы сказали молодым людям, которые думают связать жизнь со спасением людей?
– Это благородная и очень опасная профессия. Если есть твердое желание, внутреннее стремление помогать людям, хорошее здоровье и физическая подготовка –тогда нужно идти. У нас хороший, слаженный коллектив, текучки нет. Мы всегда ждем мотивированных людей.
Напоследок, напомните нашим читателям номер, по которому можно вызвать спасателей?
– Все звонки принимает Единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС) по номеру: 112 или местному: 7-40-01. Диспетчер, оценив ситуацию, немедленно передает информацию нам, и мы выезжаем. Наша задача – уложиться в норматив: от получения вызова до выезда – считанные минуты.




