Идет по станичной улице почтальон. Сумка на плече, газеты килограмм 10 весят, резиновые сапоги на ногах, косынка на голове. Маршрут у нее сегодня короткий – километров 13 будет, и смена одна. Значит домой раньше придет. Ждут ее в каждой хате и на Кривухе, и на Бажиновке, и на Кочетовке, Ардубат и Гардубат тоже надо навестить… Большая станица Новопокровская…
Человек-навигатор
Нина Ильинична Ерохина посвятила 38 лет своей жизни работе почтальоном в станице Новопокровской. В 2020 году, когда ей исполнилось 60 лет, она ушла на заслуженный отдых.
Нина Ильинична с большой теплотой говорит о работе. Она до сих пор помнит все свои маршруты, людей, которым доставляла письма и газеты, а также народные названия станичных улиц.
Ее память работает как современный навигатор. Она с легкостью может составить маршрут из точки А в точку Б и ответить, где живут люди с той или иной фамилией.
– За годы работы почтальоном я, наверное, прошла пешком расстояние, равное экватору, – говорит Нина Ильинична, смеясь и в то же время серьезно. – Но Антонина Волобуева меня превзошла: она проработала почтальоном до 70 лет.
Нина Ильинична Ерохина почти 40 лет проработала почтальоном в Новопокровской. Она знает истории народных названий многих улиц и с радостью поделилась ими с читателями «СГ». / Фото автора
С толстой сумкой на плече
Участки почтальонов были большими: от 12 до 18 километров. Самые протяженные охватывали улицы Широкую и Толстого, а второй начинался от почтамта и простирался до переулка Дальнего.
Сначала почтальоны ходили пешком, и никакие погодные условия не могли стать для них оправданием, чтобы не выполнить профессиональные обязанности. Дождь, снег или палящее солнце не должны были помешать им доставить прессу и корреспонденцию.
Нина Ильинична вспоминает:
– Помню, как купила себе велосипед, думая, что он облегчит труд. Но так и катала его, а не он меня. Единственный плюс – не нужно было нести на плече тяжелую сумку, которая весила 12–15 килограммов. Причем до 1995 года мы не распространяли товары, это был вес только газет и журналов.
В те времена почтальоны разносили до 500–700 газет в день, по 5–7 пачек. Разнесешь одну пачку, подходишь к стационарному почтовому ящику, берешь другую. И так пока всю прессу не доставишь. Сумку загружали на одну улицу. А сколько людей сейчас выписывают прессу? Единицы!
Кроме газет, новопокровчане очень любили подписываться на журналы. В топе были «Крестьянка», «Работница» и «Здоровье». На каждый участок приходилось разносить по 50–70 штук журналов!
Нина Ильинична искренне не понимает, почему многие современные почтальоны не болеют душой за свое дело.
– Зарплата маленькая? Но она и раньше была небольшой! Когда я пришла работать, получала 62 рубля 50 копеек. При этом я трудилась подменным почтальоном. Ходила по всем участкам, куда меня отправляли. Иногда приходилось обслуживать сразу два. Рабочий день заканчивался в 6–7 вечера. И никто не возмущался!
Народные названия улиц
Воспоминания Нины Ильиничны представляют особую ценность, поскольку она прекрасно помнит как официальные, так и народные названия улиц и переулков станицы Новопокровской.
– Я прошла столько километров по Кооперативной, что даже не счесть, – рассказывает женщина. – Вы знаете, как сейчас называется эта улица? Она носит имя Аркадия Первенцева, и ее переименовали в 1978 году.
Многие улицы имели свои неофициальные названия. Например, Крестьянскую называли и Кривухой, и Токаревкой. Почему так произошло, точно сказать сложно. Возможно, Кривухой ее называли из-за извилистой формы, а Токаревкой – из-за большого количества жителей с фамилией Токаревы, которые там жили.
Нина Ильинична с юмором замечает, что народные названия улиц появились «еще при царе Митрошке, когда людей было трошки».
Часто улицы называли по фамилии, которая преобладала среди жителей. Например, Могиловка – это участок улицы Суворова, который ведет к кладбищу. Там жили Могилины.
Недалеко от центра станицы была Бажиновка – так называли улицу Гоголя. Там жили семьи Бажиновых.
Улицу Гражданскую называли Грековщиной, хотя там жили не греки, а Грековы.
Черновка – это улица Калинина, на которой и раньше, и сейчас проживают новопокровчане с фамилией Черновы.
Интересна история улицы Заводской, расположенной в поселке сахарного завода. Нина Ильинична рассказывает, что раньше она носила другое официальное название – улица Сталина. Когда-то она сама жила на этой улице в доме номер пять. Заводской она стала после строительства сахарного завода.
Были и народные названия. Одну сторону называли Кочетовкой (ближе к школе), а другую – Рябиновкой. Первое название появилось из-за того, что там держали много петухов (кочетов), а второе – потому что многие люди на этом участке улицы переболели оспой, и их лица были рябыми.
Конец улицы Железнодорожной называли «свинячьим», так как местные разводили много свиней.
Улицу Чехова называли Махонщиной из-за мельницы, которую построил Махонин. Домов в том районе было мало.
Еще одни из утерянных названий – Ардубат и Гардубат. Первый – это участок улицы Максима Горького, а Гардубат – улица Степная, где сегодня стоит всего один дом.
Нина Ильинична знает историю о том, почему так вышло. В 60-х годах прошлого столетия станицу Новопокровскую накрыла мощная пыльная буря. Дома, а точнее хаты, на Степной занесло пылью по крыши, и люди были вынуждены переехать. В основном они расселились на улицах Коллективной и Октябрьской. Остался один дом, в котором до сих пор живут люди.
В те годы Нина Ильинична еще ходила в школу, но историю знает от старших. А вот пыльные бури она помнит хорошо.
– Приходишь в школу, – рассказывает она, – а вся шуба пылью забита. Вытряхивали одежду, как ковер.
Станица меняется
Нина Ильинична, вспоминая прошлое, рассказывает, что за последние десятилетия Новопокровская сильно изменилась. Появляются новые дома, расширяются улицы, и среди них Северная, Луговая, Аграрная, а также переулки Казачий, Кубанский и Солнечный.
Хотя Нина Ильинична уже не работает почтальоном, она хорошо знает их расположение.
– Я добавила их в свой навигатор, – шутит она.
Нина Ильинична уже много лет на пенсии, но даже сейчас она без труда может нарисовать на бумаге план улиц станицы Новопокровской.
– Когда-то у нас на почте работала Нина Александровна Буханцова, – вспоминает почтальон со стажем. – Она просила меня составлять схемы участков почтальонов. На эти схемы я наносила и реки, и железную дорогу. А потом их передавали в Краснодар, где и распечатывали. Я до сих пор могу сделать это с закрытыми глазами.
Говоря об изменениях в станице, Нина Ильинична отметила, что не все народные названия ушли в небытие. Например, многие знают район «горобки» или «гробки». Здесь живет и наша героиня. В него входят улица
Советская и переулок Ремонтный. Название район получил очень давно, потому что находится рядом со старым кладбищем, которое действовало еще до революции, но уже давно закрыто.