Переулок Блюхера с уникальной историей

Переулок Блюхера с уникальной историей

Переулок Блюхера расположен в центре станицы Новопокровской. Сотни людей ежедневно ходят по дорожке, протяженностью всего около 300 метров, вдоль нескольких старых домов, заборы которых обвиты вечнозеленым плющом. И мало кто знает историю этого переулка.

Хранители Светлана и Николай Мануйловы

  Их ритм жизни – противоположность суете всего переулка. Николай Сергеевич и Светлана Петровна Мануйловы переехали на новое местожительства в 2007 году, и дом по переулку Блюхера, 1 будто ждал именно их.  Супруга, отдавшая более 30 лет работе на железной дороге, на пенсии вспомнила другую свою специальность – агроном-цветовод. Теперь ее двор – это благоухающий оазис, где даже в октябре цветут нежные крокусы.
  Но главный волшебник двора – супруг. Он превратил обычный палисадник в сказочное пространство: колодец вместо колонки, декоративная мельница на месте будки, мини-телега, груженая цветами. Кажется, он может сделать красивым любой уголок двора. Но его главная коллекция скрыта внутри дома.

dsc00324a

dsc00326a

dsc00307a

Тарелки, которые путешествуют вместо хозяев

  Хобби Николая Сергеевича началось с одного, казалось бы, банального подарка – сувенирной тарелки от сестры – Татьяны Никитиной. А чтобы «первой не было скучно», появилась вторая, третья...
Друзья, заметив увлечение, стали привозить тарелки из разных городов и стран. Сегодня это уже не хобби, а музей – более 140 экспонатов украшают стены. Каждая тарелка – это чья-то история, чье-то путешествие, ставшее и частью истории этого дома.

dsc00321a

 

Хобби Николая Сергеевича Мануйлова началось с одной подаренной сувенирной тарелки. Сегодня их в коллекции новопокровчанина более 140. / Фото А. Толстых

 

 

 

 

 

 

dsc00322a

Школа, коммуналка, интернат…

– По документам наш дом 1905 года постройки, – рассказывает Николай Сергеевич. – На самом деле он еще старше. Дом построен в конце XIX века. И была в нем церковно-приходская школа. Она стояла рядом с Николаевской церковью, которая располагалась на месте, где сейчас редакция «Сельской газеты». Есть данные, что в этой школе учился и Аркадий Первенцев, который жил с родителями в Новопокровской. А его дедушка служил псаломщиком в этой церкви.
  После революции дом разделили на коммунальные квартиры. В 30-х годах прошлого века здесь звучали детские голоса – здание отдали под Дом пионеров. А после Великой Отечественной войны суровое время потребовало своего – в доме открыли интернат средней школы № 1 для детей из отдаленных хуторов. И только в 70-х годах дом снова перевели в разряд жилого фонда.
Казалось, на этом можно поставить точку. Но тут выяснилась одна деталь.
  Оказалось, что история дома тесно переплетена с семьей Мануйловых. В послевоенном интернате жил дядя Николая Сергеевича – Лев Михайлович Ковалёв. Сегодня ему за 80, он капитан I ранга в отставке, живет в Санкт-Петербурге. И когда-то он, уже будучи взрослым, приезжал в гости к племяннику, в стены, которые помнили его детство. Получается, Николай Сергеевич не просто купил дом, а незримо вернул в него семейную историю.

dsc00316a

 

Дом по адресу: переулок Блюхера, 1 – один из самых старых в станице Новопокровской. В разные годы в нем располагались церковно-приходская школа, Дом пионеров, интернат, коммуналка… / Фото А. Толстых

«В столовую ходили строем»

  Журналистское любопытство не позволило просто закрыть блокнот, переложив записи в компьютер. Чтобы дополнить информацию, обратилась к давнему другу редакции, краеведу Ивану Константиновичу Бойко. Каково же было мое удивление! Иван Константинович тоже в детстве год провел в стенах этого интерната. Это было в 1965 году.
– Я жил в хуторе Меклета, – вспоминает он. – Сейчас этого населенного пункта в составе Новопокровского района нет, как и хутора Первомайского, дети которого тоже обучались в первой школе и жили в интернате. Была шестидневка. А на единственный выходной мы отправлялись домой. Естественно, никакого организованного подвоза школьников не было. И частенько мы добирались до хутора пешком. Это около 20 километров. И даже зимняя стужа не останавливала нас, мальчишек. Ведь воскресным вечером в местном клубе были танцы!
Иван Константинович рассказывает, что в спальных комнатах размещалось по 20 ребят. Три раза в день воспитатели водили детей в столовую. Она располагалась на месте, где сейчас кафе «Оазис» Новопокровского РПС. Также дружно все ходили в школу – здание, в котором сейчас находится школа-интернат.
Воспоминания Ивана Константиновича снова оживают с простыми и теплыми деталями. «А вечерами мы пили чай с вареньем, – говорит он, и в голосе его проступает ностальгическая мягкость. – Его мы привозили из дома после выходных…»
Но на этом расследование не закончилось.

Дом-сосед

  Вечером, делясь находками с семьей, я совершила новое открытие. Оказалось, моя мама, Ольга Андреевна, и моя крестная, Елена Андреевна, родились в роддоме, который располагался... в соседнем доме по переулку Блюхера! Семейных фотографий с выписки, увы, нет – тогда оставлять на память кадр не было традицией. Так личная история переплелась с историей всего переулка.



Что же это был за дом-сосед, где когда-то на свет появлялись маленькие жители Новопокровского района? Стала выяснять. И оказалось, что до роддома в нем располагался единственный в станице детский сад!

– Я ходила туда в 1949 году, – вспоминает Нина Григорьевна Мельянцева, рисуя совершенно другой облик переулка. – В те годы из дошкольных учреждений был только он и ясли, которые находились в центре Новопокровской. В 50-х в здании открыли родильный дом, а в 60-х он переехал в другое помещение, почти по соседству. Центральная районная больница находилась тоже на переулке Блюхера. Сейчас там работает отделение скорой медицинской помощи. А напротив детского сада был огромный красивый парк. В 1946 году открыли тубсанаторий всесоюзного значения. Еще помню, что из детского сада был виден стадион. Это сейчас все вокруг застроили зданиями, а тогда ведь их не было.

Загадка имени

  К сожалению, осталась нераскрытой главная загадка: когда и почему переулок получил имя советского военного, государственного и партийного деятеля, Маршала Советского Союза, первого кавалера орденов Красного Знамени (1918) и Красной Звезды (1930) Василия Блюхера?
  Личность маршала неоднозначна и до сих пор окутана тайнами: один из первых красных командиров, герой Гражданской войны, военный советник в Китае, кавалер высших орденов, а затем – арест, обвинение в шпионаже и гибель в застенках НКВД в 1938 году. Реабилитирован только в 1956-м. Почему его имя присвоили маленькому переулку в кубанской станице? Ответа пока нет, и эта тайна лишь добавляет ему интриги.
  Распутывая историю переулка, снова столкнулась с интересным фактом, о котором ранее не знала. И снова помог Иван Константинович Бойко. Оказывается, житель станицы Новопокровской Василий Ефимович Мартыненко был знаком с легендарной личностью – Блюхером.
  Иван Константинович поделился воспоминаниями Василия Мартыненко:
«По меркам военного времени сражение у озера Хасан было скоротечным – закончилось 11 августа. Советские войска проявили невиданную стойкость и героизм. 26 человек удостоились звания Героя Советского Союза, более
6 000 награждены орденами и медалями. И хотя мы отстояли свою границу, боевые действия обнаружили серьезные недочеты в подготовке наших войск. Кроме того, не было дорог, мостов, по которым могли быстро продвигаться красноармейцы и техника. Поэтому и потери оказались значительными – 408 человек погибли, 2 807 получили ранения. Были приняты кадровые изменения в управлении Дальневосточного фронта. Например, Маршала Советского Союза Блюхера отстранили от должности командующего войсками.
  Я же к Василию Константиновичу до сих пор отношусь хорошо. И даже посчастливилось видеть его, больше того – сидеть рядом с ним. После победы у озера Хасан приехал знаменитый ансамбль Александрова, чтобы дать бойцам и командирам концерт. И тут появился Блюхер. Увидев свободное место, он сел возле меня. Замечательный это был человек…»
Вот она, живая нить: сидел рядом с легендарным маршалом человек, чья станица спустя годы назовет его именем переулок.

dsc00297

 

Переулок Блюхера в станице Новопокровской – один из самых коротких. Его протяженность около 300 метров. / Фото А. Толстых

Эпилог или еще нет?

  Вот такую большую историю хранит маленький станичный переулок. Историю, в которой сплелись судьбы писателя, моряка, краеведа, врача и других жителей.
Кажется, мы прошли весь путь. Но так ли это? Возможно, за следующим забором скрывается еще одна история, которая заставит нас снова открыть блокнот…