Более двадцати лет назад Ирина Николаевна Панасенко впервые переступила порог детского сада в качестве воспитателя. Тогда она даже и предположить не могла, что работа для нее вскоре станет всем: увлечением, смыслом в жизни, отдыхом, обучением...
Сегодня Ирина Николаевна – воспитатель высшей категории, последние три года работает в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детском саду компенсирующего вида № 2 станицы Новопокровской.
За короткое время Ирина Николаевна сумела завоевать авторитет и уважение в коллективе взрослых и детей. Почему? Ответов очень много.
Дошкольный педагог всегда старается в свою работу внести что-то новое и интересное. Она внедряет в занятия с детьми новаторские программы, разработанные лучшими педагогами России. Это привлекает и детей, и коллег, и родителей воспитанников.
{mospagebreak title=Первым делом – патриоты}
Первым делом – патриоты
Первые шаги в своей трудовой деятельности Ирина Николаевна начинала в детском саду № 36 станицы Новопокровской. Те воспитанники уже давно выросли, но до сих пор помнят то, что воспитатель всегда мог найти для них интересное занятие, увлечь, научить любить свою малую родину.
Ирину Николаевну всегда привлекало что-то новое. В своей работе, опираясь на опыт других педагогов, она старалась внести свою изюминку. Со временем стала заниматься с детьми по собственным разработанным программам.
Первое ее детище – программа «Приобщение детей к русской культуре». Юным воспитанникам в доступной форме она рассказывала о традициях нашего народа, духовных качествах, промыслах, ремеслах и о многом другом. Однако каждый год Ирина Николаевна дополняла программу какими-то новыми элементами. В итоге появилась разработка – «Нравственное, патриотическое и духовное воспитание детей через любовь к родному краю».
И вот уже последние десять лет воспитатель приоритет в работе с дошкольниками отдает патриотическому воспитанию.
Почему педагог остановилась именно на этом направлении? Ирина Николаевна считает, что детям с самого юного возраста необходимо прививать традиции родной страны, края, станицы, им нужно больше рассказывать об обычаях кубанской семьи, о культуре своего народа и многое другое. Без этих знаний нельзя воспитать из ребенка достойного гражданина нашего общества.
- Когда некоторые ребята только поступают в детский сад, они даже не знают, кто такой казак, никогда не видели герб и не слышали Гимн России и Кубани, - говорит Ирина Николаевна. - Однако уже через некоторое время они с охотой и интересом обсуждают эти темы вечерами в кругу своей семьи, и родители просто гордятся своим чадом.
В занятиях с малышами Ирина Николаевна использует самые разнообразные методы. Они могут проходить в форме игры, викторины, музыкального часа, спортивных состязаний, конкурсов рисунков, поделок и тому подобное. А главное, она всегда старается включить в образовательный процесс и родителей своих маленьких воспитанников.
- Как-то мы проводили занятие, посвященное хлебу и бережному отношению к нему, - вспоминает педагог. - В ходе подготовки попросили наших родителей принять участие в небольшой выставке по данной тематике. Таких результатов мы и не ожидали! Каждый родитель хотел стать участником. В итоге на столах были представлены различные плюшки, бублики, булочки, пироги, ватрушки, причем сделанные и испеченные руками наших мам и пап. А после познавательного занятия все вместе – дети, родители, воспитатели – пили ароматный чай с этими угощениями и продолжали вести приятную беседу. Получается, что аналогичные мероприятия не только образовывают и воспитывают, но и объединяют.
{mospagebreak title=В ногу со временем}
В ногу со временем
Ирина Николаевна уже более 20 лет работает с дошкольниками. Спрашиваю, изменились ли дети и, соответственно, формы работы с ними за эти годы?
- Безусловно, - отвечает она. - Жизнь не стоит на месте. Современные дети толкают нас идти в ногу со временем.
Кроме того, сегодня дошкольники имеют возможность получать массу информации с помощью телевидения и Интернета. Но в силу своего возраста не всегда могут отделить зерна от плевел. Поэтому еще одна задача педагогов – направить полученные информацию и знания в нужное русло. Вообще, в своей работе я стараюсь быть детям не просто воспитателем, но и равноправным партнером.
{mospagebreak title=Делимся опытом}
Делимся опытом
Мы уже сказали о том, что И.Н. Панасенко старается внести в свою работу нотки новизны. Так, например, в настоящее время Ирина Николаевна узнала из журнала «Дошкольная педагогика» о новом опыте коллег-педагогов по развитию элементарных математических представлений у детей. С начала учебного года воспитатель планирует начать занятия по этой программе, которая называется «Флексагоны как средство математического развития дошкольников». Сейчас своими руками она готовит необходимые пособия и наглядные материалы.
Приобретая опыт у коллег, Ирина Николаевна и сама охотно делится своими наработками. Она часто проводит открытые занятия для дошкольных педагогов района. Коллеги видят, как Ирина Николаевна работает с детьми и как при этом использует огромное количество самостоятельно подготовленного дидактического, раздаточного, демонстрационного материала. Воспитатель считает, что ребенок должен все прочувствовать сам: передвинуть своими ручками какую-то фишку, сложить из предложенных карточек геометрическую фигуру и многое другое. Только тогда можно ждать положительных результатов в его обучении.
У Ирины Николаевны много собственных разработок. Их она не скрывает и охотно выставляет на федеральном сайте «Все для детского сада».
- Обмениваться опытом с коллегами по всей России очень интересно, - говорит И.Н. Панасенко. - Ты рассказываешь о своих наработках, они – предлагают воспользоваться своими новшествами.
Внимание воспитателя привлекают не только образовательные программы. Она с удовольствием пишет и готовит сценарии детских праздников, конкурсов и викторин. Ни одно мероприятие или выставка тех же детских поделок не похожи друг на друга.
{mospagebreak title=Помощники в работе}
Помощники в работе
Первыми помощниками в работе Ирина Николаевна считает своих коллег и особенно единомышленников: воспитателя Татьяну Владимировну Моисееву и учителя-логопеда Светлану Федоровну Шавлач. Еще к таковым наша героиня относит родителей воспитанников. Без их инициативы и желания работать вместе не будет взаимопонимания и хороших результатов.
А коллеги, к примеру, говорят, что ей помогают в работе любовь к профессии и постоянное стремление к самообразованию. Ирина Николаевна читает очень много специальной литературы. Недавно ее увлекло такое творческое направление, как бисероплетение. Да так, что теперь она пробует заниматься этим с детьми. И, как ни странно, нанизывание разноцветных бусинок на проволоку и нить очень увлекло дошкольников. Они ждут очередного занятия с нетерпением. Таким образом, «убиты два зайца»: и дети заняты, и развивается мелкая моторика ручек.
Еще Ирина Николаевна любит заниматься вязанием. На полках ее шкафов с наглядными пособиями можно найти и вязаных зверюшек, набитых горохом или рисом, другие работы для развития детей. А в группе на детскую мебель заботливыми руками воспитателя связаны яркие накидки и пледы. Опыт дошкольного педагога с удовольствием перенимают коллеги и даже родители. Стоит отметить и то, что несколько раз работы И.Н. Панасенко и технология их изготовления были опубликованы в журнале «Счастливая мама».
{mospagebreak title=Если бы...}
Если бы...
Спору нет, Ирина Николаевна – многогранная личность. Но наверняка, как и каждый человек, она должна любить что-то больше всего. Об этом мы ее и спросили. И знаете, что она ответила?
- Больше всего я люблю свою работу, и если бы мне пришлось жизнь прожить еще раз, я бы снова выбрала профессию педагога дошкольного учреждения.
Вы не поверите, даже находясь в отпуске, Ирина Николаевна постоянно звонит в детский сад и спрашивает у коллег, как там ее детки. А при первой возможности обязательно заглядывает в гости к малышам.
Фото А. Толстых.