Запомнить меня

Обогащают духовный мир детей посредством музыкальных и хореографических занятий в ильинском МДОУ № 4

Обогащают духовный мир детей посредством музыкальных и хореографических занятий в ильинском МДОУ № 4

Надежда Ивановна ЧмыхЗвонкие голоса ребят поют: «Мы живем в гостях у лета, а оно у нас в гостях...». Это идет музыкальное занятие под началом преподавателя Надежды Ивановны Чмых. Эмоциональные юные вокалисты с чувством исполняют одну за другой песни. Видно, что детям уроки вокала доставляют истинное удовольствие.

В гости пришла собачка

Музыкальные занятия в дошкольном учреждении ориентированы на всестороннее развитие малышей. Бесспорно, музыка учит, воспитывает, затрагивает тончайшие струны души, вызывает эмоции, обогащает духовный мир, настраивает на доброе, развивает художественный вкус.

- Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент будущего человека, - говорит Надежда Ивановна. - И моя задача – помочь развить эмоциональную сторону личности посредством песни и ее прослушивания, расширить представление малышей об окружающем мире. Благодаря занятиям дети обретают способность ощущать прекрасное. Обучая музыке, мы воздействуем на общее развитие и духовный мир ребенка. Занятия в детском саду проводим не только в традиционной форме, также вводим игровые моменты-сюрпризы (музыкально-ритмичные игры, пляски, знакомство с фольклором родного края, традициями кубанских казаков). В репертуаре – самые разнообразные композиции советских и российских композиторов, русские народные и кубанские песни. Используем на занятиях и современные средства прослушивания фонограмм.

В МДОУ № 4 музыкальные занятия проводят по программе «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Для каждой из возрастных групп используют свои методики подачи уроков. Вот, например, как они проходят для самых маленьких. Мы присут-ствуем на показательном занятии.

В гости пришла собачка (мягкая игрушка). Дети наблюдают, как она двигается, шагает под разные музыкальные композиции – вальс, марш.  Потом ребята по просьбе гостьи перевоплощаются в птичек и показывают, как они клюют зернышки, чирикают. И параллельно Надежда Ивановна разучивает с ребятами песенку «Воробушек». Собачка привезла детям образцы музыкальных инструментов, сделанных из фанеры: гитару, скрипку, барабан, балалайку. Воспитанники знакомятся с каждым из них, учатся правильно держать. 

Затем собачка становится зрителем и внимательно слушает, как дети исполняют песни. А ребята очень стараются понравиться новому другу.

- У детей очень богатое воображение, - делится впечатлениями заведующая дошкольным учреждением Ольга Викторовна Гайдухина. - Их неудержимая фантазия нигде не воплощается так полно и объемно, как в музыке. И преподаватель помогает открыть этот мир для ребят. А ещё дети очень эмоциональны. Иногда даже плачут под музыку. Помнится, наш воспитанник Дима Ольхов, как только ребята начинали исполнять песню про маму, плакал. Мы не могли понять, почему? Оказалось, ребенок так сильно любит маму, что эмоции просто переполняют его. И курьезы случаются. Однажды мы повели детей на спектакль (с гастролями приехал театр ростовых кукол). Зазвучала веселая и задорная музыка, на сцену вышли куклы. И тут  наши дошкольники так напугались, что в зале стоял вой от рыданий. Артисты пришли в замешательство, пришлось отменить спектакль. И потом удивлялись, что ни разу за всю историю выступлений не видели такого проявления эмоций...

{mospagebreak title=В вихре танца}

В вихре танца

В январе 2010 года  в МДОУ № 4 начал работать кружок «Ритмика», ведет который Валентина Ивановна Шляхова, директор МКДУ «Ильинский сельский дом культуры».

- Преподаватель учит детей выразительно, ритмично и красиво танцевать, выражать с помощью движений свои чувства, - рассказывает Ольга Викторовна. - Танцы полезны не только в эмоциональном и психологическом плане, но и для здоровья. У детей развивается правильная осанка, укрепляются мышцы спины, формируется гибкость тела. К тому же танцевально-хореографические занятия способствуют развитию выносливости, формированию эмоциональной отзывчивости и выразительности, умению получать радость от эстетической деятельности. Дети обычно избавляются от стеснительности, зажатости, комплексов.

Кружковая работа проводится с воспитанниками средней и старшей групп.  Валентина Ивановна учит исполнять вальс, польку, русские народные танцы.

- А вам, ребята, какой танец больше всего нравится?

- Полька и брейк-данс, -  откликается самый смелый – Филипп.

- Брейк-данс? А вы разве разучивали такой танец?

- Я дома танцую...

- Все понятно!

- А ещё мы стихи знаем, - переключают тему ребята. Детская непосредственность умиляет. Малыши охотно включаются в соревновательный процесс, кто больше расскажет стихов...

{mospagebreak title= «Звездочки»}

  «Звездочки»

- В нашем детском саду 55 воспитанников. У каждого из них есть талант, и моя задача – обнаружить и развить его, - рассуждает Н.И. Чмых. - Музыкальные способности детей проявляются по-разному. У некоторых сразу можно обнаружить и ладовое чувство, и музыкально-слуховые представления, и чувство ритма. Ребята выражают достаточно ярко свои эмоции, быстро, легко развиваются, что говорит о музыкальности. А у некоторых не сразу можно заметить таланты, поэтому с такими ребятами я провожу индивидуальную работу. Самое сложное – научить воспитанников   точно на слух воспроизводить мелодию голосом. Но мы успешно решаем эту задачу.

- Так же и с танцами: кому-то они даются легко, а у кого-то плохо развиты пластичность, чувство ритма. И тем не менее у нас все танцуют, - поддерживает разговор О.В.  Гайдухина.

Конечно, в числе воспитанников детсада  отыщутся яркие  «звездочки». Это солисты-вокалисты Влада Труфанова, Наташа Заварзина, Филипп Гарасько, Клим Окунев. Хореография лучше всего дается Милане Дибировой, Данилу Чунихину, Вадиму Благову, Кате Авериной.

- Кто-нибудь из ребят после выпуска из детского сада пожелал получить музыкальное или хореографическое образование?

- Есть такие ребята. Екатерина Малыхина учится в четвертом классе музыкальной школы. Мы следим за успехами своей воспитанницы. Она неоднократная победительница музыкальных конкурсов. Анастасия Демьяненко в детсаде танцевала хорошо, что и предопределило её дальнейший путь. Сейчас она учится в школе-интернате народного искусства для одаренных детей им. В.Г. Захарченко, - поделилась Ольга Викторовна.

{mospagebreak title=Выход на сцену}

Выход на сцену

Все, чему учатся дети на музыкальных и хореографических занятиях, они демонстрируют в музыкально-театрализованных представлениях. Родителей приглашают на праздники и утренники. И тут они видят своих детей в совершенно ином свете. Робкий Саша вдруг смелеет в танце: галантно приглашает даму и уверенно вальсирует с ней; Леночка, оказывается, – способная артистка, а Вадим как поет!

Мамы и папы уносят с собой массу радости и ярких впечатлений.

Также своих детей они могут увидеть и на сельской сцене. Воспитанники детсада принимают участие в станичных мероприятиях. И тогда им аплодирует весь зал.

{mospagebreak title=Одно «но»...}

Одно «но»...

Все хорошо с музыкальным развитием в сельском детском саду, но есть одно «но»...

Недостаточно простейших музыкальных инструментов, на которых бы дети могли самостоятельно учиться играть – металлофонов, губных гармошек. В постижении музыки  их наличие было бы хорошим подспорьем.

- У нас сравнительно молодой детский сад, - сказала О.В. Гайдухина. - С момента проведения капитального ремонта на базе ликвидированной школы № 12 прошло три года. Только обживаемся, поэтому не все необходимое есть у нас для образовательного процесса. Пианино мы сумели приобрести только в 2009 году. Его помогли купить родители воспитанников и фермеры поселения. Так что все впереди! И наши воспитанники ни в чем не будут ущемлены.

Фото А. Толстых.

Joomla SEF URLs by Artio